Филин

Юлия Кот

Лузгина: «Вопрос цифрового рубля стал особенно актуальным в условиях санкций»

Эксперт — о том, какие банки-нерезиденты подключат к ЕРИП и зачем государству нужны цифровые деньги.

В Беларуси планируют предоставить иностранным банкам доступ к системе «Расчет» (ЕРИП). Об этом говорится в докладе зампредседателя Нацбанка Дмитрия Калечица.

Подобное решение позволит держателям иностранных карт, например, оплачивать штрафы, госпошлины и коммунальные услуги в Беларуси. Как планируется, «прямое взаимодействие» нерезидента с ЕРИП будет обеспечено через специальный онлайн-сервис.

Это означает, что упростится оплата коммуналки и для беларусов, которые уехали из страны и у чьих беларусских карточек истек срок действия. Однако с трудом верится, что подобное решение принято с целью облегчить жизнь соотечственникам за рубежом или сделать шаг навстречу европейским банкам, один за другим прекратившим сотрудничество с Беларусью.

Каковы могут быть мотивы действий регулятора, Филин обсудил с экономистом, старшим научным сотрудником BEROC Анастасией Лузгиной.

Анастасия Лузгина

— Исходя из доклада Калечица, речь идет о создании дополнительного веб-сервиса, через который можно будет платить картами иностранных банков, — обращает внимание экономист.

С одной стороны, это действительно необходимо для тех, кто по разным причинам работает и живет за границей и не может приезжать в Беларусь, понятно, что каждый месяц из-за коммуналки не наездишься. С другой, у людей возникает ряд опасений.

Можно ли, к примеру, будет проследить, откуда совершается платеж, и взять под больший контроль безналичные расчеты? По мнению эксперта, теоретически такая возможность есть, но с реализацией не все так просто. В целом инициатива, полагает Анастасия Лузгина, направлена, скорее, не на контроль.

— Помимо веб-сервиса, предполагается привлечение в качестве расчетных агентов в ЕРИП банков-нерезидентов — и здесь уже, в случае необходимости, у банков можно запросить более детальную информацию по тем или иным платежам.

Но в сегодняшней ситуации, на мой взгляд, это решение больше нацелено на российские банки, которые согласятся участвовать в системе. В условиях репутационных рисков вряд ли это рискнут сделать европейские банки.

— В разъяснениях госСМИ говорилось, мол, можно будет совершать платежи и по картам МИР, выпущенным в России. Возможно, ради этого все и затевалось — облегчить платежи россиянам, которые активно приезжают в Беларусь в туры, на шопинг, приобретают недвижимость?

— Думаю, как раз с этим и связано решение. Вероятно, уже поступали такие запросы, ведь коммуникация с Россией у Нацбанка сейчас развита намного лучше.

Коль скоро речь идет о подключении к ЕРИП, то можно будет оплачивать не только коммуналку или госпошлину, это упростит и торговлю, продвижение беларусских товаров на беларусском рынке. Ведь через систему «Расчет» можно многое оплатить, в том числе покупки в онлайн-магазинах, на «Белпочте», которая заявила, что хочет стать маркетплейсом (и прежде всего, она это делает для России).

Словом, почти со стопроцентной уверенностью мы не увидим в этом проекте европейских банков, но российские — вполне.

А пока они будут подключаться, возможно, параллельно будет идти создание сайта, через который можно будет провести расчет уже по любым картам — это будет похоже на покупку в онлайн-магазине.

— Еще один любопытный момент в докладе — анонс цифрового беларусского рубля. По словам Калечица, такая денежная форма «предлагает ряд преимуществ для населения, бизнеса, банков и государства».

Но беларусский рубль и в реальном выражении не слишком востребован, тогда кому и зачем понадобились виртуальные деньги?

— Пока сложно сказать, потому что опубликована очень сжатая информация. Анонсирована гибридная модель цифрового беларусского рубля, но как она будет действовать на практике, каковы технические детали, пока не очень понятно.

Вообще, в цифровых деньгах очень заинтересована Россия — как раз недавно была информация, что Центральный банк РФ запускает пилотный проект по тестированию российского цифрового рубля. В Беларуси о тестировании пока не говорят, но идеи, судя по докладу, прорабатываются.

Вопрос цифрового рубля, поясняет экономист, стал особенно актуальным в условиях санкций. Такая единица позволит рассчитываться с другими странами, у которых также есть цифровая валюта, минуя международные трансграничные платежные системы, «завязанные» на доллары и евро. В частности, это может облегчить торговлю между Беларусью и Китаем, где также вовсю тестируется цифровой юань.

— Хотя изначально любая цифровая валюта позиционировалась как заменитель наличных денег. Такая денежная единица может храниться как в онлайн-формате, так и может быть переведена в оффлайн-кошелек, у нее много схожих характеристик с привычными деньгами, но, конечно, в отличие от обычных денег, цифровые не полностью анонимны.

Поэтому те же россияне, которые гораздо ближе к введению цифрового рубля, чем беларусы, говорят, что ни в коем случае не будут отменять наличку. Просто будет еще одна форма расчетов, посмотрят, насколько она популярна среди граждан — но в первую очередь, повторюсь, цифровой рубль важен именно как международное платежное средство.

О введении цифрового рубля, напоминает эксперт, в Беларуси говорили и раньше, в 2018-2019 годах (а закон «О развитии цифровой экономики» был принят еще в 2017-м), но в досанкционный период дальше разговоров дело не зашло. Теперь же разработка идет ускоренными темпами — и во многом это вынужденная необходимость, инновацию подстегнули санкции.

Для сравнения: Европейский валютный союз и власти США, коим провластные беларусские аналитики периодически предрекают крах доллара и евро, не спешат с введением цифровой валюты, всесторонне изучают вопрос. Не стали форсировать процесс и в Уругвае, хотя пилотный эксперимент внедрения цифрового песо в 2017 году завершился успешно.

— В Беларуси же, как мы видим, стараются активизировать этот процесс, поскольку проблема с платежами сохраняется и государству нужно любым способом найти альтернативные пути оплаты, — резюмирует эксперт.