Политика

Наталья Север

Лебедько: «В этом Координационном совете нет и не будет двух фракций: «Беларусы в Беларуси» и «Беларусы в тюрьме»

Директор центра «Европейский диалог» Анатолий Лебедько — о выборах в Координационный совет.

 

Анатолий Лебедько

— Я не удивлен результатами выборов, примерно такими были мои прогнозы, — отметил Анатолий Лебедько в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — На эти выборы можно посмотреть с двух сторон: как на тот стакан, который кому-то кажется наполовину пустым, а кому-то — наполовину полным.

Пессимисты считают около 7 тысяч проголосовавших неудачей. Цифра, действительно, небольшая, если, например, сравнить с последними демократическими выборами в Беларуси, то только за меня в моем округе в Ошмянах проголосовало в несколько раз человек больше.

Но я все-таки оптимист. И как человек, который десятилетиями продвигал тему свободных и честных выборов, считаю, выборы в КС, конечно, шагом вперед, именно к свободным и честным выборам.

Это огромный опыт, это школа, не пройдя через которую, вы не получите необходимых знаний, умений и компетенции.

Это была хорошая репетиция и для избирательной комиссии, и для нескольких сотен участников. Это была возможность и для избирателей окунуться в эту атмосферу, даже для тех, кто не голосовал.

Если оглянуться в прошлое, у беларусов ведь есть только руины парламентаризма, руины Верховного совета XIII созыва, а потом огромная зияющая дыра размером почти в 30 лет.

И после не было никакой практики, никакого опыта политической культуры. И его нужно нарабатывать. И в данном случае я оцениваю выборы в КС как хороший опыт.

— И все-таки хотелось бы вернуться к очевидному. Чем вы объясняете столь скромное участие?

— Здесь сошелся целый ряд факторов, на мой взгляд. Первой тактической ошибкой был выбор времени. Светлана Тихановская предлагала провести выборы осенью, а все время до этого посвятить их продвижению. Но решение о сроках выносила не она.

Думаю, что не хватило все-таки времени, чтобы более детально проинформировать людей обо всем.

Вторая весомая причина — конечно же, нечеловеческие сталинские репрессии, которые продолжаются в Беларуси. Я провел два опроса на своих информационных площадках с вопросом о том, почему нет активности избирателей.

Большинство выбрало ответ о безопасности. У людей нет гарантий о том, что список проголосовавших никогда нигде не всплывет. Это также повлияло на решение многих отказаться от голосования.

Вообще нужно принять, как объективные факты то, что в этом КС нет и не будет двух фракций: «Беларусы в Беларуси» и «Беларусы в тюрьме». Это как раз две огромные фракции, которые хотели, но не могли участвовать.  

Остальные вопросы можно, вероятно, задавать огромному количеству беларусов, которые находятся за пределами страны в относительной безопасности. Почему они не приняли участия?

Кто-то тоже перестраховывался, так как имеет в Беларуси близких. Всегда есть большая группа людей, которые против всего, все готовы критиковать, при этом ничего не делая самостоятельно.

Часть людей просто не захотели отвлекаться от каких-то бытовых проблем, которых, скажем честно, в эмиграции хватает.

Назову еще один фактор: для человека, который не обладает свободными навыками общения с гаджетами, проголосовать было достаточно сложно.

— По-моему, в данном случае больше запугали людей, сам процесс был совершенно простым и быстрым.

— Тут опять же нужно было больше времени, чтобы это объяснить. Все-таки, повторюсь, на мой взгляд, не хватило времени. Даже если вспомнить, как многие формировали списки в последний момент.

Нельзя не упомянуть и еще одну причину невысокой явки. Это рейтинг, с которым предыдущий состав КС пришел к этим выборам. Он, мягко скажем, нулевой, если не негативный. Поэтому на новый состав накладывается ответственность изменить этот имидж, создать к следующим выборам позитивное восприятие данной структуры, как нужной.

— Тогда возникает главный вопрос, который задают и те, кто участвовал, и те, кто не участвовал: что это такое — КС, и чем он может быть полезен людям?

— В этом и заключается главная интрига. Я бы хотел рассматривать КС как кандидата в протопарламент. Но станет ли он им — большой вопрос.

Лично меня разочаровали программы большинства блоков. Это какой-то «Лукашенко наизнанку»: зашкаливающий популизм, обещания направо и налево, несоизмеримые ни с возможностями, ни с компетенциями. 

Возможно, окунувшись в работу, члены КС изменят свое отношение к столь громким заявлениям.

Среди основных задач КС, безусловно, работа над законодательной базой, над реформами. В Новой Беларуси у нас на все это будет очень мало времени — полгода, не больше, за которые мы должны будем сформировать правовую базу, создать новую визию, то есть прописать правила, по которым будет жить страна.

Иначе через год можно будет получить либо ностальгию по Лукашенко, либо новые протесты. Полгода для такой работы — слишком маленький срок. Поэтому об этом надо думать заранее, серьезно и профессионально.

Плюс ко всему КС может стать нашей академией, беларусов нужно учить парламентаризму.

— Вы уже говорили, что КС может взять на себя часть полномочий Светланы Тихановской. По-прежнему так считаете?

— Конечно. Главное, чтобы желание забрать полномочия у Тихановской не стали основной стратегией КС. Разумеется, у них есть такой соблазн. Пойдут ли они у него на поводу, зависит от коалиции большинства.

— И эта коалиция точно будет формироваться с участием блока Павла Латушки, который получил наибольшее количество мест. Как вы, кстати, относитесь к тому, как он заявил о себе во время этой кампании?

— Я считаю, что Латушко — самый мотивированный в оппозиции политик. Один из наиболее работоспособных — и он действительно много делает, много инвестирует в свою работу.

И это один из самых амбициозных политиков. Его блок получил 35% мест, это значит, что им все равно придется искать союзников.

— Некоторые эксперты отметили, что на примере этих выборов стало очевидным: демсилы оторваны не только от беларусов внутри страны, но и от тех, кто эмигрировал, от диаспор.

— Я бы не был так категоричен. Что значит — оторванность от беларусских проблем?

Если, например, Тихановская формулирует задачу «миллион виз для беларусов» и пытается ее решать, то как можно сказать, что она оторвана от людей? Это только один пример.

Что касается КС, то все будет зависеть от них. Они могут своими действиями как завоевать авторитет беларусов, так и окончательно его потерять.

Но пока для меня КС — это одна из площадок, а, возможно, он станет главной площадкой, где будет обсуждаться визия Новой Беларуси.