Ковалевский: «В Офисе Тихановской есть весь объем необходимой информации, знаний, ресурсов для того, чтобы двигаться дальше»

Экс-дипломат — об уходе с поста «министра иностранных дел» Светланы Тихановской и о том, что будет с паспортом Новой Беларуси.

На прошлой неделе Валерий Ковалевский объявил, что уходит из Офиса Светланы Тихановской и из Объединенного Переходного кабинета. Свое решение экс-дипломат, который несколько лет был представителем Офиса по иностранным делам, объяснил «расхождением в стратегическом видении путей достижения целей демократического движения». DW расспросила Ковалевского подробнее о причинах ухода и о будущем проекта паспорта Новой Беларуси.

Валерий Ковалевский

— В своем сообщении я не стал вдаваться в детали. Но тема, которая мне кажется центральной и для этого решения, и для самого движения — что в первую очередь мы должны думать о том, как работать на Беларусь, с беларусами за пределами страны и в самой Беларуси, — говорит Валерий Ковалевский.

Сейчас более выразительный акцент на международную работу. Ирония заключается в том, что это и моя ответственность тоже, и я как бы должен быть заинтересован, чтобы этот фокус был выше. Но я считаю: именно потому, что изменения в Беларуси возможны только руками, сердцами и усилиями беларусов, то и основные силы демократического движения должны быть направлены на работу с беларусами.

О конфликтах с кем-либо в офисе Ковалевский не говорит — по его словам, «были обсуждения, которые касались внешнеполитической работы, как стратегии, так и тактики, а также внутриполитической».

— Что-то нашло принятие, что-то не нашло. В конце концов, я считаю, что руководитель Кабинета и лидер демократического движения Светлана Тихановская должна иметь рядом людей, которые полностью разделяют ее подходы — поэтому и пришел к такому решению.

А что будет с проектом паспорта Новой Беларуси?

— Он продолжается. И есть видение, как его можно будет реализовывать. Этим проектом занимался не только я — Офис Светланы Тихановской принимал активное участие в этом, и сейчас там есть весь объем необходимой информации, знаний, ресурсов, необходимых для того, чтобы двигаться дальше.

Сам по себе проект очень и очень непростой. Но, тем не менее, он жизнеспособный. Это то, что отвечает надеждам, запросу беларусов — фактически, он появился как раз потому, что беларусы потребовали этого от демократического движения. И воля беларусов является главным источником энергии для того, чтобы проект двигался дальше.

Это очень важная инициатива, которая может очень серьезно повлиять на обстановку в демдвижении и обеспечивать интересы беларусов.

При этом уход Валерия Ковалевского, по его словам, «ни в коем случае не связан» со скандалом вокруг проекта — расследованием БРЦ относительно литовской фирмы (которая должна была печатать паспорта), якобы связанной с одним из кошельков Лукашенко.

— Беларусский расследовательский центр проделал хорошую работу, подсветили важные факты, — говорит экс-представитель ОПК по международным делам. — Но эти факты на самом деле не являются основанием для того, чтобы литовские власти отозвали лицензию у литовской компании на печать национальных паспортов. У компании на сегодняшний день достаточно хорошая репутация, чтобы продолжать такое сотрудничество. Так что никакого влияния на сам проект это не возымело.

Хочу добавить, что паспортный проект — лишь одно из направлений моей работы в ОПК. Моей основной задачей была работа над вопросами по защите независимости и суверенитета Беларуси в условиях угрозы со стороны России поглощения нашей страны. Паспортный проект был важным дополнением к этому портфелю. Но, тем не менее, если говорить о том, что именно успехи и неуспехи, отсутствие выразительного прогресса в этом проекте могли бы стать причиной моего ухода — то, конечно же, нет.

Сейчас я осознаю то, что произошло, оцениваю реакцию и беларусской общественности, и иностранных партнеров. Есть адекватная и положительная оценка. И думаю о том, какими могут быть следующие шаги.