Конвейер репрессий. Cлаву Комиссаренко приговорили к шести годам колонии. Ксендза из Воложина отправляют в колонию на 11 лет за «измену государству»

Хроника политического преследования 30 декабря.

За «экстремизм» судят героя публикации «СБ» недельной давности

22 декабря на сайте Sb.by вышла статья, посвященная торфопредприятию «Днепровское» из Быховского района. А уже через неделю одного из героев этой публикации судят за «экстремизм», пишет Витебск, я гуляю!

В публикации государственного пропагандистского издания слово было дано нескольким руководителям предприятия, в том числе начальнику планово-экономического сектора Константину Деменкову.

Мужчина проработал на предприятии более 20 лет и рассказывал о последних преобразованиях на нем.

А уже завтра, 31 декабря, как раз накануне Нового года, Константина Деменкова судят в суде Быховского района по статье о распространении «экстремизма».

Правозащитники: В 2024 году осужден не менее 1721 человек

Правозащитники Вясны представили статистику репрессий за минувший год.

Так, в 2024 году по политическим уголовным делам в Беларуси был осужден не менее 1721 человек. Из них 1241 мужчин (72,1%), 480 (27,9%) женщин. Среди общего числа осужденных 21 человек пенсионного возраста: 14 женщин и 7 мужчин.

В этом году в нашей стране продолжается также практика заочных судебных заседаний. Спецпроизводство создано на 144 человека.

Наибольшее количество политических процессов состоялось в Минске. Наиболее распространенным видом наказания по политически мотивированным уголовным статьям является лишение свободы. Всего к лишению свободы были приговорены 55,4% белорусов. А самым популярным поводом для рассмотрения политических уголовных судов остается участие в акциях протеста — по ст. 342 УК осуждено 1019 человек.

Вот как выглядит история преследования в цифрах.

Ксендза Генриха Околотовича приговорили к 11 годам колонии за «измену государству»

Воложинский священник не признал себя виновным, сообщает Katolik.life.

В чем конкретно его обвиняли, остается неизвестным и теперь. Суд проходил в закрытом режиме.

Судил ксендза Владимир Орешко.

Впервые в Беларуси со времен коммунистического режима католического священника судили по уголовной политической статье.

Верующие также узнали, что ни Митрополит, ни другие епископы, ни священники, ни секретарь Апостольской нунциатуры не пришли на приговор: «Страх больший, чем в 30-е годы. Тогда, наверное, было больше солидарности».

Судьба изъятых денег, которые принадлежали приходу и священнику, пока точно неизвестна верующим. Вероятно, деньги конфискованы.

Генриха Околотовича задержали в ноябре 2023 года.

Он перенес инфаркт и недавно ему была сделана операция на желудке в связи с онкологическим заболеванием, он нуждается в медицинском наблюдении и постоянном приеме лекарств. Его содержали в СИЗО КГБ. 

До изменения статуса для него отказывались принимать теплые вещи и продукты. В первые дни после задержания священнику удалось передать только предметы гигиены, белье и таблетки – он переносит серьезные болезни, поэтому вынужден принимать несколько видов лекарств.

Katolik.life удалось узнать от верующих, знакомых с ситуацией, некоторые сведения. Священника обвиняют в том, что он якобы передал кому-то какую-то секретную информацию.

По данным, дошедшим до верующих, ущерб, якобы нанесенный государству действиями священника, оценивают в очень крупную сумму и требуют ее выплатить. В разговорах называется сумма около миллиона евро в эквиваленте.

За атаку дрона на базу ОМОНа двух военных заочно приговорили к большим срокам и штрафам

В Минском городском суде 23 декабря был вынесен заочный приговор добровольцу в Украине Павлу Кулаженко и бывшему военному Виталию Потехину, сообщает правозащитный центр «Весна».

Их обвинили по шести статьям УК, в том числе «акте терроризма», за атаку дроном на базу ОМОНа в ночь с 24 на 25 сентября 2021 года.

Судья Михаил Макаревич назначил им 24 и 23 года колонии в условиях усиленного режима соответственно, а также штраф в размере 1000 базовых величин (40 000 рублей) каждому.

Кроме того, Потехина лишили воинского звания «капитан в отставке».

Cлаву Комиссаренко приговорили к шести годам колонии

Дело комика в Минском городском суде заочно рассматривала Анастасия Попко. 

Славу Комиссаренко обвиняли в «клевете на Лукашенко», «оскорблении Лукашенко» и «разжигании вражды». 

В своих выступлениях комик называл Лукашенко «Чык-чырыком», критиковал жесткое подавление протестов 2020 года и ситуацию в Беларуси.

C 2020 года Комиссаренко живет в эмиграции. 

Павел Северинец встречает в неволе шестой день рождения подряд

Так выглядел Павел Северинец после года в СИЗО. Фото: Радые Свабода

Политику исполняется 48 лет. Он содержится в тюрьме №1 Гродно.

В мае 2021 Павла Северинца приговорили к семи годам колонии усиленного режима за «массовые беспорядки», хотя его задержали за два месяца до начала протестов 2020-го.

После суда Павла поставили на профилактический учет как склонного к нападению на сотрудников и администрации.

В апреле 2022 года администрация исправительной колонии № 17 признала лидера БХД «злостным нарушителем режима». Тогда ему сократили разрешенное количество звонков домой и денежных переводов. В июне Северинец сообщил родным, что его лишили и длительного свидания.

Власти неоднократно преследовали Павла Северинца за его позицию. Amnesty International трижды признавала его узником совести.

Что происходит с Почобутом в новополоцкой колонии

Анджей Почобут, фото Wojciech Pacewicz /PAP

Связаться с политзаключенным Анджеем Почобутом очень сложно — основным каналом новостей от него остаются нечастые письма, отправленные близким, рассказал RMF FM (перевод Зеркало) вице-президент Союза поляков Беларуси Марек Заневский.

По словам Заневского, Почобут передает всем привет, благодарит за поддержку и за то, что о нем не забывают.

—  Он старается поддерживать нас морально. Анджей — очень сильный человек, который стойко переносит все испытания, выпавшие на его долю, — отметил собеседник.

Он добавил, что политзаключенный, который отбывает срок в новополоцкой колонии, находится в тюремной камере.

— Он не может выходить на свежий воздух, работать. Все это время он находится в изоляции. Это элемент давления со стороны администрации колонии, — пояснил Заневский.

Вице-президент Союза поляков Беларуси сообщил, что знакомые Почобута обеспокоены состоянием его здоровья. При этом нет никаких признаков, что беларуские власти планируют освободить его досрочно: указы о помиловании, которые подписывает Лукашенко, не касаются Анджея Почобута, как и других известных беларуских политзаключенных.

— Большая часть освобожденных — люди, которым осталось сидеть недолго, написавшие Лукашенко прошение о помиловании, чего, как мы знаем, Анджей не сделал и делать не собирается, — подчеркнул Заневский.

Он добавил, что польские власти делают все возможное для освобождения Почобута, однако контакты с официальным Минском остаются крайне сложными. По его мнению, для Лукашенко Почобут и другие политзаключенные являются инструментом торга с Польшей и западными странами.

— Никто не знает, какова цена за свободу Андрея и остальных политзаключенных. Но очевидно, что Лукашенко установил эту цену и ждет, чтобы кто-то ее заплатил, — подытожил Заневский.