Если посмотреть на Европу до плана Маршалла, то вся ее история — это история войн и конфликтов. Поэтому неправильно думать, что это долгосрочный демократический проект.
Кобец: Если власть предержащие не придут к мирному транзиту во имя независимой Беларуси, страну потенциально ждут не мирные протесты
Исполнительный директор международной сети ISANS Влад Кобец — о том, почему место Беларуси на Западе, а не на Востоке.
— То, что мне кажется очевидным, это неготовность коллективного Запада к таким потрясениям, которые происходят на востоке континента и в мире в целом, — отметил Влад Кобец в интервью Николаю Халезину. — Начинаешь задумываться, почему эти коллапсы стали неожиданными, когда каждый из них был легко просчитываемым.
Но если ты не доводишь дело до конца, если ты в одной клетке держишь и змею, и кролика, то рано или поздно змея с кроликом что-то сделает, а кролик — вряд ли.
Европа ошибочно, по мнению аналитика, не рассматривает Беларусь как стратегическую точку.
— Тут хочу сказать и об ответственности элит. В 80-х-начале 90-х всем нашим народам предоставился исторический шанс. И мы видели, как поступили элиты стран Балтии, которые понимали, что будет дальше, и использовали это время для того, чтобы максимально быстро уйти подальше от заснувшего временно медведя.
А ведь у них не было Евросоюза на границе, он был далеко, и НАТО тоже был далеко. И эти страны, которые вдруг оказались независимыми, были скованы обещаниями Гельмута Коля Горбачеву никуда ничего не двигать. Но эти страны понимали, в чем их национальный интерес.
А наши элиты, я имею в виду посткоммунистические и Беларусь, и Украину, начали играть в эту игру: «Какое счастье — мы независимые, мы стали богаче, теперь сможем распоряжаться ресурсами».
Такой коммунистический колхоз, который в итоге привел к тому, что наши страны застряли в развитии, потеряли скорость и шанс, а к власти пришли где-то коррупционеры, где-то, как у нас, диктатор.
Шанс был упущен, а все думали, ладно, будут следующие выборы, подождем еще пять лет, подготовимся к новой кампании, выберем единого кандидата и победим. Но время ушло и этот Титаник уже просто шел ко дну.
После 2020 года никакой оппозиции в Беларуси больше нет. Есть большинство — new majority — и это большинство сделало свой выбор.
И теперь у нас Евросоюз под боком и НАТО здесь, не там, на границе ГДР и ФРГ. Прошли изменения длиной поколения, и эти поколения чиновников, бюрократов в Европе, особенно центрально-восточной, забыли, что такое коммунистическая диктатура, что такое борьба за права человека.
И чтобы об этом напомнить, понадобилась война. Зло всегда отвечает, если оно не развенчано, не наказано, не осуждено, оно всегда возвращается.
При этом для военных здесь нет никаких сюрпризов, они все понимают, как могут двигаться войска, почему с территории Беларуси, а не откуда-то еще был атакован Киев.
Он на правой стороне Днепра, и атаковать его можно было только через Чернобыльскую зону, только через беларускую границу.
Только с территории Беларуси сегодня можно угрожать Вильнюсу и другим странам ЕС.
Но убирая этот плацдарм, можно закрыть тему войны раз и навсегда.
Беларусь, Украина и Молдова — это три последние пазла западного мира на востоке Европы. И можно закончить эту историю с войной.
Однако и военные, и люди смежных профессий понимают, что сегодня мы наблюдаем создание новой геополитической реальности — с лидерством Китая. Это страны и режимы без ценностей, без изменения прав человека: Китай, Россия, Иран, Северной Кореи.
И Беларусь — это самый западный пазл этого нового геополитического конгломерата, которую единственную сегодня можно оттуда вытащить, — считает Кобец.
Он уверен, что именно сейчас у нашей страны открылось окно возможностей для того, чтобы в ближайшей перспективе присоединиться к демократическому европейскому лагерю.
— Сегодня это вызов всему беларускому народу, неважно, причисляешь ты себя к условной оппозиции или к другому лагерю.
Сейчас, когда все так обнажилось, и эта игра длиной в 30 лет привела нас на порог войны, очевидно, что мы как нация должны взять свою судьбу в свои руки.
Мы должны сейчас упереться, как говорится, рогом. Курская область показывает, что Россия неспособна защитить даже свою территорию.
Постоянно слышны аргументы о том, что они придут в Беларусь что-то тут решать. Но в Беларуси их никто не ждет.
Согласно данным нашей социологической службы, 95% беларусов — против участия в войне, за присоединение к России — 2-3% процента. И беларусы себя ощущают нацией.
Еще вопрос — где бы вы хотели, чтобы учились ваши дети? 64% —в Беларуси, на втором месте Евросоюз — 14%, на третьем месте США —7%. И только после идут Китай и Россия — по 2%.
А ведь там нет преград — езжай и учись, но люди не видят там для себя никакой перспективы.
Я все равно верю в то, что этот процесс изменения поколения никуда не делся. Когда мы сейчас проводим измерения, меньше всего откровенной оказывается молодежь возрастной категории 18 лет.
И это не потому, что они не определились, а потому что стали умнее, прагматичнее.
Это поколение — фига в кармане. И если власть предержащие, диктатура, не придут к мирному транзиту и соглашению за круглым столом во имя будущей независимой Беларуси, это потенциально будут не мирные протесты, обувь снимать уже никто не будет.
На примере Курской области все увидели, что и русский Ваня не придет. И это повод для того, чтобы задуматься о будущем нашей страны.
С другой стороны, это еще раз показало, как долго длился обман, но в конце концов все пузыри лопнули, и мы понимаем, что Евросоюз и НАТО — это то, что реально сохраняет независимость и безопасность, — сделал вывод аналитик.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное