А вот тут самое интересное: каким будет налогообложение. Если признать чаевые деньгами самого официанта, то окажется, что заплатить ему нужно 13% подоходного налога. А вот если окажется, что эти деньги принадлежат компании, то все будет гораздо веселее. Это все станет выручкой юрлица и будет полноценно обложено налогами.
Кнырович: «В сегодняшней ситуации налоговая делает самые разные финты, чтобы увеличить количество денег, собираемых в бюджет»
Бизнесмен — о том, почему беларусские чиновники заинтересовались заработком официантов.
В Беларуси планируют прописать в законодательстве, что такое чаевые и кому они принадлежат: работнику или заведению сферы обслуживания. Об этом рассказал на пресс-конференции начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам РБ Андрей Ковалевский.
«В республике Беларусь термин «чаевые» в законодательстве не закреплен, но на практике они, наверное, действительно встречаются», — озвучил поразительное открытие чиновник, отвечая на вопросы налогоплательщиков.
По словам чиновника, налоговая служба «не совсем приветствует термин «дарение», поскольку дарение подразумевает безвозмездность», а полагает «дополнительной платой за то, что заведение понравилось».
Хотите как на Западе?
Между тем в цивилизованных странах с вопросом чаевых давно разобрались. Например, в Германии наемный работник не должен платить с них налог, а вот ИП указывают в декларации и платят.
В Латвии действует иной принцип: если чаевые получает непосредственно работник предприятия, он как физическое лицо учитывает суммы вознаграждения и платит с них подоходный налог, если награда идет в общую «кубышку» и потом распределяется на всех сотрудников — налог платит предприятие, как юрлицо.
Вполне себе облагаются налогом чаевые и в США: с этих доходов высчитываются федеральный подоходный налог, налог на соцобеспечение и медицинское обслуживание. Ответственность за подачу — индивидуально на каждом работнике.
Государство может забрать половину
Никто не оспаривает, что платить налоги нужно и важно. Но то, что в Беларуси в 2024 году «определенные госорганы» собираются определить: чаевые — чьи это деньги и, соответственно, кто должен платить с них налог, и даже не предполагают, что заведения сами прекрасно справились бы без них — звучит как анекдот.
Филин обсудил с бизнесменом и блогером Александром Кныровичем, чем вызван интерес налоговиков к заработкам официантов и других работников сферы обслуживания: очень деньги нужны, или действительно в Беларуси эта сфера до сих пор не была упорядочена?
Бизнесмен полагает: краеугольный камень — действительно в деньгах, точнее, в размере налоговых выплат:
— Все, кто ходит в рестораны (а самым удивительным образом налоговые инспекторы тоже иногда ходят в рестораны), понимают, что в ресторанном деле есть чаевые. Более того, те люди, кто организует рестораны или кафе, достаточно часто используют такой вариант деятельности, когда назначают официантам минимально возможную зарплату, имея в виду, что заработок официанта зависит от того, как тот обслуживает посетителей, и что чаевыми тот зарабатывает гораздо больше, чем получает в бухгалтерии.
Внутри же самого ресторана, продолжает собеседник, используется два способа распределения чаевых. Либо это деньги того, кто их непосредственно получил, либо в конце смены вознаграждение складывается в общую кассу и делится между всеми участниками процесса: официантами, поварами, барменами. Безусловно, собственник на «чай» не претендует — это всегда деньги непосредственно работников. Но что дальше?
— То, что на эти деньги давно зарится налоговая, — понятно. В сегодняшней ситуации, когда налоговая делает самые разные финты, чтобы увеличить количество денег, собираемых в бюджет, мимо такого прямо идущего потока они, конечно, не могли пройти, — говорит Александр Кнырович. И обращает внимание на то, что именно сказал представитель МНС: чиновникам важно определить, «чьи деньги, Зин». Для чего?
Более того, в любом случае увеличится налогооблагаемая база.
И потом, чтобы эти же деньги отдать официантам и поварам, бухгалтерии нужно будет начислить их в виде зарплаты и обложить не только подоходным налогом, но еще и платежами в пенсионный фонд и, самое главное, в ФСЗН. И те 13% платежей в бюджет, которые были бы просто с денег официанта, превращаются суммарно, думаю, в половину этих чаевых.
В этом хитрость, подчеркивает бизнесмен, и таким образом половину чаевых собирается забрать себе государство.
«Бегать за каждой копейкой обойдется дороже, чем эффект от собранных копеек»
Исходя из рассуждений чиновника беларусского МНС, неназванные, но угадываемые «госорганы» не собираются давать выбор самим заведениям общепита и сферы обслуживания, а хотят прописать, чьи чаевые, — одинаково для всех. То есть, в Беларуси, в их понимании, и здесь без госрегулирования никуда?
— В этом-то и разница, — говорит Александр Кнырович. — В психически здоровой стране предполагается, что есть какой-то уровень либо бизнеса, либо индивидуальной деятельности, на котором затраты на администрирование этих налогов (чтобы отследить, словить за руку неплательщиков и усовестить) будут выше, чем собственно эти налоговые поступления.
Государство заранее соглашается с тем, что на уровне чаевых, каких-то мелких доходов ИП, оказывающих реальные услуги — не лезет туда, и принимает как данность неуплату налогов с мелких сумм. Это не считается страшным уголовным преступлением и за это не сажают в тюрьмы — потому что бегать за каждой копейкой обойдется дороже, чем эффект от собранных копеек.
Есть ли в Беларуси культура чаевых?
— Сейчас в РБ, как мы видим, ситуация обратная и подход «с миру по копейке — голому рубашка». А доросли ли беларусы уже до того уровня, когда чаевые — это норма, часть культуры общества?
— В разных странах есть разный подход к чаевым: где-то они вовсе не приняты, где-то на усмотрение клиента, где-то плата за обслуживание — до 15% — уже включена мелким или не очень мелким шрифтом в счет, и это те самые чаевые, которые уже нормированы.
Мы в этом плане — наследники советского общепита. Представить себе, что в советской столовой кому-то придет в голову заплатить официанту за хорошее обслуживание — это в советской стране не нормально.
Поэтому у нас на подкорке заложено сомнение: а надо ли оставлять чаевые, а не переплачиваешь ли ты, и если надо — то сколько, 5 или 10% Смешно — уже 30 лет прошло, как страна независима, а культура благодарности за хорошо сделанную работу так и не выработана.
И не могу говорить о том, что надо ее срочно выработать. Потому что если посмотреть на реальность, то постоянными посетителями ресторанов, кафе является очень небольшая часть беларусов.
А у очень большой части на это просто нет денег, как на регулярную практику. По подсчетам Белстата, располагаемые доходы населения в Беларуси — менее 2200 тысяч рублей на одно домохозяйство. Среднее домохозяйство у нас — чуть более 2 человек, это означает, что на одного человека приходится примерно $250 долларов в месяц.
— Да уж, по ресторанам не походишь…
— И потому вопрос, надо ли оставлять деньги официантам, не стоит перед подавляющим большинством беларусов. Я бы предложил говорить о культуре чаевых, когда уровень располагаемого дохода поднимется хотя бы в 2 раза, хотя бы до $500 при сегодняшних ценах.
Вот тогда можно будет всем вместе привыкать к тому, чтобы осознанно оставлять чаевые не только в ресторане, но и парикмахеру, курьеру — всем тем людям, которые своим реальным трудом делают нашу жизнь лучше. А пока нам бы дожить до того момента, когда чаевые станут серьезным вопросом для беларусов.
Читайте еще
Избранное