Экономика

Кнырович: «Почему Минску так и не удалось стать столицей стартапа? Потому же, почему Виктора Прокопени давно не видно в Беларуси»

Предприниматель и блогер — о стране, которой должны завидовать беларусы.

— Эстония — именно та страна, у которой я бы хотел, чтобы Беларусь училась в первую очередь, — утверждает Александр Кнырович на своем канале.

Александр Кнырович

Приводя более чем убедительные примеры для подражания, он сравнивает некоторые ключевые аспекты в двух странах, однако, к сожалению, пока все сравнения оказываются не в пользу Беларуси.   

— Последние 10 лет население Эстонии растет. Все кризисные явления, которые были связаны с развалом Советского Cоюза или с тем, что странам Балтии разрешили свободно работать в ЕС, закончились в 2014 году, и население действительно естественным образом растет.

К моменту развала СССР в Эстонии жили 1565 тысяч человек, сейчас живет более 1330 тысяч. Из страны уехали примерно 200 тысяч русскоязычных, которым стало неуютно в современной независимой очень национально ориентированной Эстонии.

Несколько десятков тысяч человек составили потери непосредственно эстонского населения.

На самом деле, ситуация точно такая же, как и в Беларуси, где население тоже резко упало, хоть у нас не было ни отъезда россиян, ни открытия границ с Европой. Ничего этого не было, а население уменьшилось на точно такой же процент, — заметил Кнырович.  

Экономику Эстонии он считает самой успешной из постсоветских стран.

— ВВП Эстонии в номинальных показателях на душу населения в 4 раза выше, чем в Беларуси, — сравнивает блогер. — В Эстонии этот показатель за 2023 года равен 30,1 тыс. долларов, а в Беларуси — 7,8 тыс. долларов.

Соответственно, средняя начисленная заработная плата в Эстонии составляет около 2000 евро, или 1300 евро после вычета налогов.  

Например, на продукты питания сегодня эстонец тратит около 20% своего дохода, в то время как беларус — около 40%.

Минимальная зарплата в Эстонии чуть ниже, чем в Литве и Польше, — 820 евро. При этом интересная особенность, отдельно регулируется минимальная зарплата для врачей, медицинских работников и учителей.

Так, минимальный уровень оплаты труда врача-специалиста — около 20 евро в час, а минимальная начисленная оплата составляет более 3 тысяч евро.

Для сравнения, в Беларуси нет такого понятия, как «минимальная оплата врача», но, по данным министра здравоохранения, в прошлом году в среднем беларусский врач получал начисленную зарплату — 2700 рублей, или примерно 800 евро.

Просто сравните: 800 евро в среднем и 3 тысячи минимум!

Аналогично, минимальная зарплата учителя в Эстонии составляет начисленными 1820 евро. Получается, что в любом случае минимальная зарплата медицинского работника и учителя в Эстонии выше, чем средняя зарплата по стране.

В Беларуси же, согласно статистике, медицинские работники и работники сферы образования являются самыми низко оплачиваемыми гражданами. Так, в Беларуси средняя зарплата по стране за март 2024 года составила 2161 рубль, при этом в медицине — 1793 рубля, в образовании — 1504 рубля.

Кнырович утверждает, что и с точки зрения развития промышленности маленькая Эстония является гораздо более развитой страной, чем Беларусь.

— Вот один из аспектов: самой интересной частью экономики Эстонии является стартап-индустрия. По статистике, в Эстонии действует более 1400 стартапов. При этом в Беларуси их — менее 400, или в 10-12 раз меньше на душу населения.

Интересно, почему так? Потому же, почему Виктора Прокопени давно не видно в Беларуси.

Для того, чтобы у тебя развивались стартапы, нужно создать нормальную налоговую систему, привлекательное законодательство и ничего не трогать.

Некоторое время назад так было в беларусском ПВТ, и Беларусь вполне могла стать столицей стартапов, но внутрь ПВТ потянулись руки беларусского государства — на этом все закончилось.

Сегодня в Эстонии 10 стартапов с оценкой выше одного миллиарда долларов. Среди них компании Skype, Playtech, Bolt и другие.

Только эти десять стартапов-миллиардеров стоят больше, чем вся беларусская промышленность! В Беларуси таких стартапов нет вообще. Минску так и не удалось стать столицей стартапа, а вот Эстонии удалось.

Еще один показатель, которому я завидую: Эстония занимает 15 место в рейтинге восприятия коррупции. Беларусь в этом рейтинге находится где-то во второй половине, ближе к Зимбабве, Венесуэле и другим интересным странам.

15-е место означает, что коррупции в Эстонии фактически нет.

Еще интересный факт для сравнения: в Минске номерной фонд гостиниц в 2 раза меньше, чем в маленьком Таллине. При этом разница в населении между столицами составляет пять раз!

А количество коек, где можно принять гостей, в Таллине в 2 раза больше. И количество самих гостей в два раза больше, чем в огромном Минске.

Причем это данные на 2019 доковидный вполне успешный год, когда чуть более 500 тысяч туристов посетили Минск и 1100 тысяч — Таллинн. 

Очень хочется, чтобы Беларусь была именно такой — страной с фактическим отсутствием коррупции, с устойчивым законодательством и в которой стартапам и другим предприятиям и вообще всем предпринимателям очень хочется жить.

Именно поэтому там растет и население, именно поэтому такой высокий уровень жизни и именно поэтому это страна, которая совершенно не вспоминает про свое советское прошлое, — заключил блогер.