То есть в белорусских реалиях это были бы люди, которые имеют доходы ниже 900 рублей. В Польше их 14%, в Беларуси, предполагаю, около 40%.
Кнырович: «Относительно мира последние 13 лет экономика Беларуси падает, а не растет. И это написано в докладе о достижениях»
Экономист Александр Кнырович обратил внимание на доклад-презентацию главы Научно-исследовательского экономического института Минэкономики Натальи Берченко, которая посвящена «итогам успешного развития Республики Беларусь за последние 28 лет».
Кнырович решил проанализировать доклад Берченко и посмотреть, могут ли эти данные говорить об успехах в нашей экономике.
— С точки зрения Берченко, мы должны хвастаться, что ВВП по паритету покупательской способности вырос за 28 лет в 5,2 раза. Браво, мы молодцы! Но есть подробности, — говорит эксперт в новом выпуске на канале Кнырович. — За это же время этот же ВВП Польши вырос более, чем в 9 раз. То есть в этом периоде Польша развивалась быстрее приблизительно в два раза, чем Беларусь.
Эксперт также обращает внимание на ВВП по ППС в тыс. $ на душу населения в других странах и в Беларуси. Если у Польши эта цифра — 37,5, у Литвы — 42,6, у Чехии — 44,2, то у Беларуси — 21,6.
— Но и не это самое интересное. Если судить по цифрам, которые предоставила нам Наталья, то оказывается, что росли то мы до 2010 года, а после уже как бы падали. Эти цифры отражаются в таком показателе, как наш ВВП к общему уровню мирового ВВП. Раньше он был 0,16%, а сейчас — 0,14%. То есть относительно мира последние 13 лет экономика Беларуси падает, а не растет. Радует, что все это написано в докладе о достижениях.
На этом же слайде указано соотношение между Беларусью и США по ППС на душу населения с учетом уже разницы в ценах — оно составляет 31%. То есть обычный белорус живет более чем в три раза хуже, чем обычный американец.
Кроме всего прочего, исследовательница считает, что уровень малообеспеченности белорусского населения снизился: сегодня мы наблюдает 4,1% людей, которые имеют доход ниже прожиточного минимума. Беркевич делает вывод, что за 28 лет количество таких людей уменьшилось в 9 с небольшим раза.
— Наталья считает, что это здорово. И рядом единственный раз за весь доклад приводится сравнительная таблица, где написано, что в Польше количество малообеспеченных людей 14%. Подробность в том, что Наталья соврала.
Если посмотреть в польскую статистику, выясняется, что да, есть уровень малообеспеченности, естественно, в Польше он значительно выше, поскольку здесь более богатые люди. Но количество людей, которые живут ниже этого уровня — тоже 4%. А та цифра, которую написала Наталья — это количество людей, которые имеют доходы ниже половины от средних по стране.
Отдельный слайд своего доклада исследовательница посвящает развитию конкурентоспособности с наращиванием экспортного потенциала. Здесь Беркевич пишет о белорусском экспорте, который в прошлом году достиг $38,3 миллиарда, что в 15 раз больше, чем в 1994 году.
— И тут очередное «но». В Литве экспорт в прошлом году составил более 50 млрд долларов. Напомню, в Литве проживает 2,8 миллиона человек, при этом экспорт там в 1,5 раза больше, чем в Беларуси. В Польше экспорт составил 400 миллиардов долларов. Но этого нет в отчетности.
Следующий слайд посвящен укреплению продовольственной безопасности. Вот в этом мы очень крепки — поесть в стране действительно есть: молоко, сыры, яйца, крупы.
Средний удой молока от одной коровы в Беларуси — 5,4 тонны. Казалось, нам опять надо радоваться.
Но заглянем в мировую статистику и выяснится, что почему-то белорусская буренка доится на где-то на 40% хуже, чем польская (польский показатель — 8,9 тонн молока в год). А если мы заглянем в показатели Израиля и США (13,4 и 10,5 тонн соответственно — С.), выяснится, что белорусские буренки вовсе не патриотичные.
Далее Наталья Беркевич приводит данные роста благосостояния граждан. Например, соглашается Кнырович, действительно выросла доля сбережения.
— Белорусы стали больше сберегать. По сравнению с 1995 годом, когда белорусам сберегать было абсолютно нечего и страна практически была в нищете, сейчас у них кое-какие деньги на счетах есть.
Но мы смотрим следующий показатель — долю расходов на продовольствие. Оказывается, он у нас уровне 40%. И по последним данным в 2023 году он продолжает расти. То есть мы такая богатая страна, так любим поесть, что 40% доходов белорусских граждан уходят только продовольствие. В отличие от среднеевропейского показателя около 20%.
Кстати, это соотношение в два раза, все время прослеживается в докладе — я смею утверждать, что выбранная экономическая модель позволила достичь результатов в два раза хуже, чем результат восточноевропейских стран, которые находись в ровно такой же ситуации, как и мы.
Последнее, что анализирует Кнырович в первой части разбора доклада Беркевич — слайд с показателем обеспеченности белорусов жильем. С точки зрения Натальи, обеспеченность жильем выросла в 1,5 раза — сегодня это примерно 29 кв.м. на человека.
— И снова этот показатель заметно ниже, чем средний в Европе, но и в нем есть маленькая подробность. Надо помнить, что за эти годы количество населения Беларуси снизилось на 1,2 миллиона человек, то есть более чем на 10%.
Естественно, если вы берете одну и ту же цифру, у нас это чуть больше 280 миллионов квадратных метров и сначала делите на 10,4 миллионов, а потом на 9,2, то результат сам по себе получается лучше, независимо от того, строили жилье или нет. Получается, если мы будем умирать или уезжать быстрее, этот показатель будет расти еще большими темпами, — заключает Александр Кнырович.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное