Если есть вакансии, есть требования, есть обещанные зарплаты, а люди не идут — значит, они не ведутся на ваш обман, и не согласны работать за те деньги, которые вы им предлагаете. И тут никакими пятьюстами рублями, привлечением знакомых через знакомых не отделаешься — нужно менять условия на предприятиях.
Кнырович: «Когда приходится покупать работников за большие деньги — это означает, что все остальное уже не сработало»
Предприниматель Александр Кнырович – о необычном способе решения кадровой проблемы от МТЗ.
Минский тракторный завод с 1 декабря вводит поощрения за содействие в трудоустройстве: за каждого вновь приведенного кузнеца, слесаря, токаря, фрезеровщика работники завода могут получить по 500 рублей.
Правда, как уточняет официальный телеграмм-канал предприятия, мера это временная. К тому же необходимо соблюсти ряд условий: сотрудники требуются только по 15 специальностям, кандидаты должны иметь разряд не ниже 3-го, и прежде чем принести знакомым прибыль, отработать на производстве три месяца без нарушений дисциплины.
Оценить креатив отдела кадров МТЗ Филин попросил бизнесмена и политика Александра Кныровича.
— Звучит великолепно. Очень похоже на идеи по привлечению закладчиков для распространении наркотиков, или прямого маркетинга, МММ-сервис, когда нужно завлечь кого-то еще в сеть распространения, чтобы заработать самому, — иронизирует собеседник. — Но когда проходит первый смех и мы рассуждаем серьезно, то это не самая плохая мысль.
Такого рода мотивация используется обычно на частных предприятиях. Часть из них, исходя из своей корпоративной культуры, предпочитают, чтобы у них не работали близкие друзья или знакомые, а другая часть — наоборот, считают, что знакомые между собой, крепко спаянные люди работают лучше.
В общем, есть такая технология привлечения сотрудников, когда приводят знакомых и друзей, если они подходят по квалификации под предполагаемые задачи. И в этом случае логично некое вознаграждение.
Однако, обращает внимание Александр Кнырович, МТЗ немного хитрит:
— Понятно, почему предприятие обратилось не в центр занятости — тот не может помочь в подборе квалифицированных сотрудников. К тому же, как минимум 350 тысяч человек, которые могли бы работать, просто съехали из страны. И, как у многих отечественных производств, у МТЗ базовая проблема — нехватка людей.
Но если бы они обратились не в официальный центр занятости, а в кадровое агентство — им бы достаточно быстро нашли соответствующих специалистов. Только заплатить за это пришлось бы больше месячной зарплаты: такая услуга стоит не 500 рублей, а, например, 2000. Поэтому они пытаются сэкономить — и поступают нестандартно для госпредприятия.
Меня здесь смущает, что они будут рассказывать Комитету госконтроля, когда он придет проверять эти самые расходы? Ведь объяснить, почему на одну вакансию нашли человека с улицы, и это обошлось условно бесплатно, а на вторую — по рекомендации, и это обошлось в 500 рублей — я не вижу никаких аргументов, которые можно было бы привести суровым проверяющим. Поэтому, думаю, это «отсебятина» от МТЗ, обычно госпредприятия не имеют возможности так поступать.
Но в целом такой подход, говорит собеседник «Филина», проблемы не решит. Если раньше работники предприятия не приводили своих знакомых, отчего бы им сегодня за вероятные 500 рублей начать работать рекрутерами завода?
— Так что я бы не полагался на такой способ привлечения специалистов. Но шуму они наделают, маркетинг получился прикольный, — оценивает Кнырович. — И если бы они продавали не трактора, а что-нибудь поближе к живым людям, какие-то продукты — я бы сказал, что это классный ход и, что называется, давай, «аффтар, пиши еще».
Впрочем, в краткосрочной перспективе как минимум предприятие рассчитывает получить квалифицированных работников, а действующие сотрудники — какую-никакую прибавку. Непонятно лишь, чем должны быть, по мнению кадровиков МТЗ, мотивированы те самые специалисты — если они до сих пор не на заводе, выходит, зарплаты не столь привлекательны, или дело далеко не только в зарплатах?
— Чтобы решить проблему кадров на госпредприятиях, нужно предлагать соответствующие условия работы, — отмечает Александр Кнырович, — в том числе и зарплату.
Люди ведь не работают только за деньги. Когда мы говорим про управление персоналом, надо понимать: людям нужен смысл в том, чем они занимаются. Люди работают ради большой идеи, и тогда могут это делать практически бесплатно.
Люди работают из-за хорошего, качественного климата в коллективе: пусть за небольшие деньги, но ценят само отношение к ним со стороны руководства и коллег, воспринимают коллектив как семью, где они проводят по 8 часов в день, и ценят это, а не деньги.
Когда приходится покупать работников за большие деньги — это означает, что все остальное уже не сработало. Поэтому начинать нужно не с большой или маленькой зарплаты, а со смысла работы, которую люди выполняют.
Сотрудники ведь знают, что они работают на убогих предприятиях, которые поддерживаются за счет госбюджета (без него они помрут), — и от этого не рождается большое желание, например, у молодежи идти слесарями на МТЗ.
Они знают, что на предприятии могут выгнать за политические убеждения — и это тоже не вызывает у умных и развитых людей желание идти в такую организацию. Поэтому, если бы мы хотели решить ситуацию целиком, то надо было бы, как в старом анекдоте про сантехника, «всю систему менять».
Для этого, подчеркивает Александр Кнырович, предприятия нужно приватизировать правильным образом, чтобы они не только сохранились, но еще и развивались. А вопросами развития, стратегического планирования, подбора, мотивации кадров занимались не «временщики».
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное