Если же деньги становятся акционерным капиталом — это означает, что у предприятия вроде как стало больше собственности и это влияет не внешний вид предприятия исключительно в позитивную сторону, добавляет экономист. Если не знать, что эти деньги пустые и уже проедены.
Кнырович: «Каждая тонна проданного белорусским предприятием цемента ежедневно приносит убытки»
Предприниматель Александр Кнырович – о второй по важности проблеме в белорусской экономике.
На национальном правовом портале Беларуси опубликовали постановление «Об увеличении (образовании) доли РБ в уставных фондах акционерных обществ». Согласно этому документу, в котором перечислены восемь белорусских предприятий, их акционерный капитал увеличивается на 76 миллионов рублей (или $30 млн по курсу прошлого года), заметил экономист Александр Кнырович.
Он же проанализировал, окупятся ли когда-нибудь государственные вложения в эти предприятия.
— Увеличение акционерного капитала — это когда, предположим, у вас есть хороший завод, вы выпускаете компьютеры и хотите построить второй завод в какой-нибудь отдаленной стране. Вам нужны для этого привлеченные деньги: можете брать для этого кредиты, а лучше — привлекать инвесторов.
Для этого вы выпускаете новый комплект акций, продаете его на рынке, к вам поступают деньги, за которые вы строите завод, — объясняет эксперт в выпуске на канале Кнырович. – Но тот инвестор, который вкладывает деньги в ваш завод, рассчитывает, что вы либо будете платить ему дивиденды, либо потом он сможет свободно распоряжаться своими акциями.
Например, продать на свободном рынке неограниченному количеству инвесторов со значительной прибылью для себя, потому что ваш завод работает хорошо.
В нашем случае государственные чиновники берут те объемы денег, которые они влили в эти предприятия и называют их увеличением акционерного капитала.
Зачем это делается? Все просто.
Если вы дали деньги предприятию в долг и рассчитываете, что оно когда-нибудь их вернет, то эти деньги отражаются на балансе компании по статье «задолженность». И они, естественно, влияют на соотношение разных частей балансов, в том числе на привлекательность для банков того или иного предприятия.
Увеличение акционерного капитала получили следующие предприятия: «Белорусский цементный завод», «Гомельстекло», «Гродненский стеклозавод», «Красносельскстройматериалы», «Кричевцементношифер», «Гомельдрев», «Ивацевичдрев», «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат».
— Во многие из этих предприятий когда-то было влито около одного миллиарда долларов, но ни копейки из них эти предприятия не вернули государству и продолжают тянуть соки из белорусов.
30 миллионов долларов — это, конечно, не миллиарды и не сотни миллионов. Они больше похожи на проценты по кредитам, которые эти предприятия не смогли отдать сами. Их за эти предприятия отдало государство, а теперь просто предъявило эти требования к тем самым предприятиям, куда были инвестированы деньги.
С другой стороны, надо всмотреться, сколько людей работает на этих предприятиях. В сумме, по данным этих предприятий, примерно 12 тысяч человек. Взять 30 миллионов, поделить на 12 тысяч человек — получится по две с небольшим тысячи на одного человека в год.
Если учесть, что эти предприятия расположены в регионах с не очень высокими зарплатами, то скорее всего вы (налогоплательщики — С.) просто скинулись и заплатили этим людям их годовую зарплату.
Далее Кнырович приводит в пример отчетность отдельных цементных заводов. Например, у «Красносельскстроматериалов» и Кричевского завода цифры схожи — примерно 120 миллионов годовой выручки и примерно 10 миллионов убыток.
— Получается, что каждая тонна проданного цемента приносит убытки каждый день. Теперь посмотрим, что происходит у российского производителя аналогичной продукции. За 2021 год компания «Белгородский цемент» продала цемента на $274,9 млн и заработала на них $9,1 млн прибыли.
Теперь посмотрим на отчетность Светлогорского целлюлозно-картонного предприятия. Туда был вбухан миллиард народных денег. За 2021 год мы увидим $227,3 млн выручки и $10,3 млн убытка. Там также есть накопленный убыток в размере (по курсу 2022 года) $200 млн.
Радует слоган на главной странице сайта предприятия: «С гордостью за прошлое, с уверенностью в будущее!». Мне кажется, менеджмент этого предприятия действительно с уверенностью смотрит в будущее: он ежегодно формирует убытки, а ему за это еще и доплачивают.
Этот документ и история, которая за ним кроется — это иллюстрация второй по важности проблемы в белорусской экономике, подытоживает Кнырович. Первая — это абсолютное бесправие и отсутствие каких-либо законодательных и правовых норм. Вторая — вот эта бесплатная раздача чиновниками денег государственным предприятиям.
— Это происходит в огромных размерах, и эти 30 миллионов — только маленький штришок на этой большой картине государственных инвестиций. Вы (налогоплательщики — С.) платите за это каждый день и будете платить, пока Головченко и другие верят в свою непогрешимость.
Что же делать? Представьте, что у вас в гараже стоит автомобиль. Когда вы на нем ездите, вы тратите больше денег, чем если бы не ездили. Это значит, что нужно здраво оценить, что у вас есть, и либо подарить автомобиль тому, кто умеет с ним обращаться, либо продать на запчасти. И людям так будет легче, в том числе налогоплательщикам.
Читайте еще
Избранное