Предпринимателей насильно пытаются убедить, что ИП — это неправильная форма существования, нужно перейти всем в юридические лица и почему-то платить всем в 4 раза больше налогов, чем они платят сейчас. Они слышат эти сигналы и закрываются.
Кнырович: «Это кусок процесса, верхушка айсберга»
Бизнесмен в интервью Филину — о том, к чему приведет сокращение предпринимателей в Беларуси. И о реальном положении дел.
Количество ИП в Беларуси сократилось на 5.2% за год. Согласно данным Белстата, на 1 июля 2024 года в Беларуси было 245 089 индивидуальных предпринимателей. Это на 13 341 ИП меньше, чем на 1 июля прошлого года. Лидером по сокращению числа ИП является Минск, выяснили специалисты Thinktanks.
Филин обсудил с бизнесменом Александром Кныровичем причины сокращения количества ИП и последствия, к которым это приведет.
— Нужно оценивать не приведенные Белстатом 5,2%. По данным на 1 января 2022 года, в Беларуси было 273 тысячи ИП, и на сегодняшний день мы имеем падение примерно на 30 000. При этом мы должны понимать, что показатели статистики опаздывают по сравнению с тем, что реально происходит на рынке.
Второе — люди не спешат закрываться, у них есть время, и они делают это постепенно, потому что общий оценочный размер того, на сколько должна уменьшиться сфера, колеблется в районе 40-50 процентов с нашими нововведениями.
Сокращение количества ИП на 5,2% за год — это кусочек этого процесса, верхушка айсберга. Жесткие меры этого года тоже будут сказываться постепенно, и в конце 24-го мы увидим статистику, и через год. Это будет постепенный процесс деградации этой отрасли.
Относиться к этому можно только негативно, потому что от ликвидации ИП люди не выиграют. Мысль чиновников была в том, что это позволит нам увеличить доходы бюджета. Но это не так, потому что люди будут уходить в серую зону, будут закрываться, искать иные возможности для самореализации.
Общий вывод: все будет хуже качеством и дороже для беларусского потребителя. Все затраты бизнес в конечном счете перекладывает на покупателя, он вкладывает их в цену. Нет такого, чтобы увеличились налоги — и бизнес начал меньше зарабатывать и не подорожала продукция.
— Главная причина сокращения ИП — это уменьшение видов деятельности для предпринимателей?
— В первую очередь — изменение налоговых условий, это делало менее выгодным бизнес в отдельных областях. Второе — сокращение видов деятельности. Эффект будет отложенным, как я говорил ранее.
— Ваш прогноз — количество ИП уменьшится наполовину?
— Для того, чтобы давать точный прогноз, нужно видеть, с какой скоростью власти будут продолжать «убивать» малый бизнес. А мы не знаем, потому что все время происходят какие-то новые интересные события, поэтому последний прогноз был около 40 процентов.
Думаю, останется приблизительно 165-170 тысяч, но это очень условные цифры — нельзя ставить деньги на них. Но то, что процесс сокращения будет продолжаться, в этом нет никакого сомнения.
— Беларусы, которые закрывают ИП, уйдут в тень или пойдут в госструктуры работать?
— Не могу себе представить предпринимателя, который закрыл ИП и пошел работать на какую-нибудь бюджетную должность или на завод. Во-первых, деньги несоизмеримы, и хоть ИП не становились миллионерами в большинстве своем, но все-таки имели приличный достаток.
Во-вторых, философия жизни совсем другая, когда ты отвечаешь сам за себя. И просто по психологическим причинам люди из этой сферы не пойдут в бюджетную сферу работать. Уйдут ли они в тень или уедут в другую страну, либо они будут как-то по-другому приспосабливаться, для этого нужны исследования.
— Как вы считаете, имеет ли место классовая ненависть к предпринимателям идеологов и силовиков? Как пример — публикация видео, снятых под принуждением, где представителей бизнеса заставляют озвучивать свою зарплату.
Может быть, это тоже одна из причин, по которой власти стремятся расправиться с частным бизнесом, потому что оказывается, что бизнесмены и зарабатывали хорошо, и недовольны были происходящим в стране?
— В Беларуси примерно половина населения работает в частном секторе. В ИП и малом бизнесе занято более 33%, но есть же и крупный бизнес. Примерно половину, а то и больше ВВП формирует частный бизнес. И отношение населения к частному бизнесу здоровое. Люди понимают, что это создание ценностей, рабочих мест, налогов.
Поэтому если вы проведете опрос беларусов, то окажется, что у них хорошее отношение к предпринимателям. Но узкая часть зрителей пропагандистских каналов — несколько процентов населения — живут в постсоветской реальности, и они жмут на нотку маргинальных, охлократических настроений, мол, посмотрите, какие у них зарплаты, а они еще были чем-то недовольны, им это все кто-то дал. То есть, не они создали для страны ценность, и это позволило им зарабатывать.
И вот эта маргинальная философия, которая таким образом продвигается, не отражает беларусскую реальность. Я бы не сказал, что это становится мейнстримом.
Читайте еще
Избранное