Пусть люди говорят о войне, а не о фальсификации выборов, о репрессиях, о том, что почти тысяча политзаключенных, что референдум, мягко говоря, очень сомнителен.
Класковский: «Путин и Лукашенко затеяли игру с огнем»
Политический аналитик — о том, возможна ли война России и Украины.
— Ни один эксперт не даст голову на отсечение, что не будет этой войны, потому что тучи сгущаются, и если все время чиркать спичками возле бочки с бензином, конечно, в какой-то момент может произойти взрыв. Но пока то, что делают Владимир Путин и Александр Лукашенко, это именно игра с огнем, — отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» Александр Класковский.
По мнению эксперта, это игра Путина, который хочет таким образом «наклонить Запад». Собеседник напоминает, что в ответ на ультиматум Москвы Североатлантический альянс отказался давать гарантии неприсоединения Украины.
— В итоге Путин наказывает Запад за эту строптивость, за нежелание следовать хотелкам Кремля и пытается таким образом отомстить, играя мускулами вокруг Украины. Совместные российско-белорусские учения — часть этой игры.
А для того, чтобы перевести стрелки, из уст Лукашенко звучат страшилки, что натовцы и украинцы точат зубы, готовы напасть и так далее. Это все не выдерживает критики, потому что меры по усилению присутствия НАТО в странах Балтии были разработаны сразу после российской агрессии против Украины в 2014 году.
Если говорить о поляках и украинцах, они подтянули сравнительно небольшие силы к границе в рамках реагирования на миграционный кризис, который, как они убеждены, как раз белорусский режим и создал.
Лукашенко в конспирологическом духе говорит о спецоперации «Полесье», которую якобы неизвестно почему украинцы развернули. Во-первых это спецоперация против нелегалов, она была связана с миграционным кризисом.
Во-вторых, среди десяти тысяч людей в погонах, которые привлечены к операции, в основном, пограничники. Это не те силы, которыми ведут фронтовые действия и нападают на соседнюю страну.
Александр Класковский полагает, что страшилки нужны для того, чтобы оправдать игру мускулами.
— Для Лукашенко еще выгода в том, чтобы доказать свою полезность Кремлю, чтобы его в плечи не толкали с транзитом власти, дали финансовые и экономические преференции. Плюс — это работа на внутреннюю аудиторию, перевод фокуса.
Для белорусов, как известно, главное — «абы не было войны». Это глубоко сидит в национальном сознании. На этих вещах сейчас идет игра.
Это спекуляция, это во многом информационно-психологическая операция, которая направлена на то, чтобы психологически подавить и напугать Запад. И точно так воздействовать на массовое сознание белорусов, чтобы они думали не о том, что нужно менять режим, а о том, чтобы не было войны.
Политический аналитик подчеркивает: война не нужна ни полякам, ни украинцам, ни прибалтам, ни американцам. Александр Класковский напомнил, что в начале 2020 года в Минск прилетал госсекретарь США Майк Помпео.
— Они чуть ли не братались с Лукашенко. Помпео обещал обеспечить нефтью в условиях тогдашней нефтяной войны с Россией. Несколько танкеров перегнали через океан. А еще Помпео обещал всячески поддерживать белорусскую независимость.
Если это такие проклятые агрессивные империалисты, почему они танкеры с нефтью посылали и готовы были подставить плечо в одну минуту. Нелогично, мягко говоря.
Все изменилось после выборов 2020 года, которые белорусская власть провела так, что миллионы людей посчитали, что их голоса украли. Потом волна жестоких репрессий. Вот что вызвало изменение позиции Запада и Штатов, в частности.
Но сейчас все это перекручивается и подается в худших традициях советской пропаганды.
— Может ли Лукашенко спровоцировать конфликт, который приведет к тому, что начнется война?
— Это может быть неумышленно. Достаточно, чтобы во время этих учений какая-нибудь гаубица выстрелила на украинскую территорию. Неизвестно, что может начаться. Военные игры чреваты тем, что могут перерасти в настоящую войну, даже против воли тех, кто эти игры затевает.
Мне кажется, что по большому счету, ни Путин, ни Лукашенко воевать не собираются. Они рассчитывают взять на слабо. В их представлении Запад — это слабые гнилые политики, у которых нет определенных мужских достоинств, поэтому они дрогнут и отступят.
Путин привык брать нахрапом, Лукашенко тоже — это его стиль. Во время конфликта, конфронтации он чувствует себя как рыба в воде.
Я думаю, что и Путин, и Лукашенко понимают: если начнется реальная горячая война, это может быть чревато серьезными последствиями и для их власти.
Просто так в Украину не вторгнешься, это не 2014 год, когда у них была развалена армия и не было воли воевать. Сейчас российские войска просто захлебнутся в крови, если сунутся на украинскую территорию.
Если пойдут цинковые гробы, в том числе в Беларусь, думаю, что в обществе, даже среди ябатек, никаких восторгов не будет. И это может привести к внутреннему кризису такому, что режим получит пробоину, похлеще чем в 2020-м году. И это может привести к внутреннему кризису такому, что режим получит пробоину, похлеще чем в 2020-м году.
Лукашенко это понимает, но у него не много вариантов выбора. Сейчас у него единственный вариант укрепить свою власть — идти в фарватере Путина, показывать Кремлю, что он нужен и незаменим, мол, никаких транзитов власти не выдумывайте, потому что если не я, то натовцы будут стоять под Смоленском и ракеты будут на Кремль нацелены.
Поэтому он старается и бежит впереди паровоза во время очередной конфронтации с Западом.
Читайте еще
Избранное