Политика

Класковский: «Человек, подмявший страну, продолжает битву со временем»

Политический аналитик Александр Класковский пишет на Позірке о страшно дорогой цене, которую продолжает платить Беларусь. Предлагаем избранное из большой колонки к 70-летию Лукашенко.

Александр Класковский

Комментаторы привыкли подчеркивать могучее властолюбие Лукашенко. Но власть для него — не только утоление страсти, не только комфорт, роскошь.

С годами, надо думать, все мощнее желание просто обеспечить безопасность — собственную и семьи в широком смысле. Ведь режим заметно ужесточился, пустил немало крови. Политические противники твердят о накопленных богатствах. И перемены грозят неприятными вопросами, суровой ответственностью.

Задумывается ли Лукашенко о том, как войдет в историю? Похоже, он смотрит на ситуацию в другой рамке: выжить самому и обеспечить устойчивость системы, благополучие родни после себя.

Вспомните, как недавно правитель рассказывал в интервью телеканалу «Россия» о событиях 2020 года, когда в день мощной манифестации он с младшим сыном Николаем появились с автоматами у Дворца Независимости: «Он, когда увидел, что я бронежилет свой надел (и у него, и у меня свое оружие, бронежилеты) и в вертолет, он на себя накинул… Мать там его как раз была дома — завыла. <…> Ты, говорю, дома останешься, не надо никуда. «Нет, я пойду с тобой. Я не убивать еду, я иду защищать своего отца».

Вот такова картина тех событий с этого ракурса. Не высокая политика или мораль, не борьба идей, демократии с авторитаризмом, не вопрос подсчета голосов — а судьба семьи, любимого сына, примат выживания любой ценой.

Обратной дороги для правителя уже нет. Он хочет обеспечить незыблемость режима и после своего ухода. Отсюда — эта диковинная конструкция с ВНС. Оно, по замыслу, должно контролировать следующего президента, не давать ему удариться в реформы, либеральные эксперименты. Сработает или нет — вопрос спорный.

Во всяком случае, Лукашенко, похоже, не спешит уступать кресло главы государства и перебираться на запасной аэродром. Возможно, держит в голове династический вариант.

При этом он, видимо, искренне убежден, что без него Беларусь давно бы пропала. По свидетельству политтехнолога Виталия Шклярова, на знаменитой встрече с арестованными политическими противниками в СИЗО КГБ в октябре 2020 года правитель сказал: «Хорошо, что у вас ничего не получилось. Вы дети, вы еще не понимаете, что такое политика, вас бы россияне и Путин сожрали, как ельцинских демократов».

Тогда, в 2020-м, он упустил шанс уйти относительно красиво. Впрочем, зная его натуру, можно предположить, что в его системе координат альтернативы просто не было.

Человек, подмявший страну, продолжает битву со временем, хочет остановить его и в биологическом, и в политическом смысле. И Беларусь платит страшно высокую цену за то, что изрядная часть электората в 1994-м наивно открыла этому жестокому деятелю путь к власти.