Политика

Катерина Батлейка

Казакевич: «Нет политической силы, которая была бы готова взять на себя риски и ответственность, чтобы вести какие-то кулуарные переговоры с Минском»

Почему транзит украинского зерна через Беларусь маловероятен?

Недавно замминистра МИД Беларуси на встрече с Генеральным секретарем ООН сообщил, что «Беларусь согласна без предварительных условий на транзит через ее территорию украинского зерна для последующего экспорта из портов в Литве». При этом он напомнил, что Беларусь добивается разрешения на вывоз своего удобрения, которое сейчас находится под санкциями.

«Салідарнасць» спросила у политолога и директора института «Палітычная сфера» Андрея Казакевича, насколько вообще возможна такая сделка и могут ли ради нее страны ЕС пойти на послабление санкций в отношении Беларуси.

— Все будет зависеть от позиции украинской стороны, пока что точно мы ее не знаем. Если исходить из того, как ситуация развивалась в прошлый раз, когда ставился вопрос транзита, то украинцы выступили против и не высказали заинтересованность в маршруте через Беларусь, — поясняет возможность транзита украинского зерна через Беларусь Казакевич.

Андрей Казакевич

Эксперт видит в обсуждаемой сделке несколько серьезных минусов. Например, маршрут фактически будет находиться под контролем России и Беларуси, которые являются недружественными странами для Украины. То есть, в любой момент могут быть какие-то накладки.

— Также существует логистическая проблема, связанная с вагонами, например. На территории Украины были конфискованы подвижные составы, на которые претендует Беларусь. Вопрос, что может случиться с составами, если они будут украинскими и будут ехать по территории Беларуси. Тут тоже могут быть какие-то проблемы.

В целом, по словам политолога, информация о том, насколько может решить проблему данный маршрут, очень противоречивая, поскольку при поднятии этой темы в прошлый раз (в июле 2022 года — С.) говорилось, что таким образом можно провести только около 10%.

— И еще одна большая проблема — это то, что сейчас отсутствует железнодорожное сообщение между Украиной и Беларусью: рельсы разобраны, территория заминирована, — добавляет эксперт. — Это, конечно, можно исправить, но вопрос будет стоять с точки зрения безопасности для Украины: если рельсы будут собраны и составы пойдут, не будет ли этот путь потом использован для нового вторжения с территории Беларуси?

Подытоживая, Казакевич говорит, что маршрут транзита через Беларусь не является жизненно необходимым или не беспроблемным. К тому же Беларусь здесь не занимает уникальную позицию: в данный момент есть также маршрут через Румынию, прорабатывается вариант поставки через Польшу. 

Повторяясь, эксперт обращает внимание, что решение об осуществлении этой сделки зависит от Украины. При этом, например, Литва, не является страной, которая может серьезно влиять на эту ситуацию без каких-то радикальных действий и без нарушения определенных процедур в двухсторонней торговле.

— Что касается заявлений литовского МИДа, то там было сказано: переговоров по поводу ослабления санкций в отношении Беларуси не будет. Это значит, что белорусские товары, которые находятся под санкциями ЕС, пропускаться через литовскую границу точно не будут. Но при этом там говорят, что сам по себе такой транзит возможен, потому что Литва не может не пропустить такой состав, так как продукты питания, в частности, зерно, не находятся под санкциями, тем более что оно будет следовать транзитом.

На вопрос, возможна ли в принципе какая-то договоренность между странами ЕС и Александром Лукашенко о транзите украинского зерна в обмен на послабление санкций, политолог отвечает, что это маловероятно.

— Консультации, обмен информации идет постоянно: и на международных площадках, и по дипломатическим каналам. Выступление в ООН представителя Беларуси и то, что белорусская сторона лоббирует такого рода решения через различные комитеты ООН, об этом свидетельствуют. Это все есть и будет.

Но, собственно, переговоры по ослаблению санкции в отношении Беларуси, мне кажется, невозможны.

Вопрос отношения к Беларуси сейчас вышел на достаточно высокий политический уровень. Это уже не вопрос дипломатии, когда это могли решать послы, министры иностранных дел. Это политический вопрос, связанный с войной, репрессиями и репутацией европейских политиков.

В таких условиях, я думаю, нет политической силы, которая была бы готова взять на себя риски и ответственность, чтобы вести какие-то кулуарные переговоры с Минском. Да и не понятно, что может дать официальный Минск.

Прежде всего, что волновало бы Европейский союз — это выход Беларуси из войны и вывод с ее территории российских войск. Наверное, сейчас уже белорусские власти не могут ничего такого сделать. К тому же начало каких-то консультаций о послаблении санкций было бы возможным, если бы со стороны Минска был односторонний шаг, например, освобождение значительной части политзаключенных.

Это должен быть какой-то односторонний шаг, который покажет готовность нормализовать ситуацию с войной и внутренней политикой. Пока такого шага не будет, вряд ли кто-то будет серьезно говорить о каких-то переговорах, — заключает Андрей Казакевич.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(19)