Политика

Вероника Белова

Карбалевич: «Возможно, власти войдут во вкус — аппетит приходит во время еды»

Лукашенко поддержал предложение ввести заочное производство по уголовным делам в отношении обвиняемых, находящихся за пределами Беларуси.

С такой инициативой силовики выступили еще в ноябре. На заседании Совбеза о ней заговорил и правитель, заявив, что это коснется «тех, кто совершил или совершает особо опасные преступления, предусмотренные национальным законодательством».

— Не думаю, что нововведение коснется какого-то значительного количества наших граждан. Видимо, это единицы из числа так называемых беглых. Они, к сожалению, есть. Будет над чем подумать тем, кто намерен навредить стране, людям, экономике, а потом «спрятаться» за границей, — цитирует слова Лукашенко его пресс-служба.

Насколько серьезны намерения властей? И кто те «единицы», кого хочет наказать режим?

— Тема не новая. Ее уже не первый раз власти поднимают на разных уровнях — то есть подготавливали общественное мнение к такому шагу, — отмечает в экспресс-комментарии «Cалідарнасці» политолог Валерий Карбалевич. — Теперь, когда об этом стал говорить Лукашенко, будет принято и политическое решение. Подведут какую-то правовую основу — и начнутся заочные процессы. Причем, думаю, они будут сопровождаться лишением гражданства обвиняемых, а также конфискацией имущества. Прецеденты уже созданы.

Напомним, на днях стало известно, что в отношении Павла Латушко возбуждено очередное уголовное дело — на этот раз якобы по факту получения взятки. А у дочери политика хотят отобрать квартиру. О желании изъять участок в Дроздах у олимпийской чемпионки Александры Герасимени власти заявляли еще в минувшем году.

Однако ограничится ли режим наиболее заметными фигурами или же белорусам, которые оказались за границей, ждать массовых процессов?

— Лукашенко пообещал, что это будут «единицы», хотя его представления о том, что есть массово, а что нет, довольно своеобразные, — считает Валерий Карбалевич. — Сначала, думаю, политические решения будут приниматься в индивидуальном порядке, и далее правовая система будет работать по этому политическому указанию.

Но вполне возможно, что власти войдут во вкус: аппетит приходит во время еды. И я не исключаю, что это приобретет достаточно массовый характер. Уже очень много раз казалось, что власти, хоть и угрожают, но не пойдут на тот или иной шаг, но потом оказывалось, что дна нет.

Но возможно ли будет избежать наказания, если «беглые», как об этом говорил Лукашенко, «приползут на коленях» и будут каяться?

— Из заявления самого же Лукашенко следует, что возвращения и покаяния не освобождают от уголовной ответственности. Он ведь добавил: «еще посидите немного», — напоминает собеседник «Салiдарнасцi». — Поэтому я с трудом представляю, что найдутся желающие, которые захотят вернуться сюда в тюрьму. Тюрьма была обещана. А фамилия «глашатая нашего Азаренка» в составе комиссии по рассмотрению таких дел должна была дополнительным образом отпугнуть людей возвращаться.

Политолог не исключает, что заочные процессы могут начаться уже очень скоро. Известно, что разработан соответствующий законопроект, который в ближайшее время будет направлен в Палату представителей.

— В таких делах политических репрессий власти могут работать очень быстро. Машина репрессий уже не может остановиться. Она работает на автомате, захватывая все новые слои населения, приобретая все новые формы. Есть некая колея, в которую власти стали, и с нее выпрыгнуть не могут.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(47)