Политика

Катерина Батлейка

Карбалевич – о расколе среди «байполовцев»: «Чем больше будет таких скандалов, тем меньше будет доверия ко всем эмигрантским центрам»

Политолог Валерий Карбалевич в экспресс-комментарии «Салідарнасці» – о возможных последствиях и уроках конфликта между бывшими силовиками.

13 июня «Объединенный п*реходной кабинет» сообщил о результатах встречи Светланы Тихановской с представителями объединения бывших силовиков, где ранее разразился скандал. Принято решение об реорганизации: B*pol, план «П*рамога» останутся за Азаровым и Лупоносовым, а их уже бывшие коллеги создадут новую структуру.

Между сторонами поделятся социальные сети, в B*pol будет проведен финансовый аудит, а все участники конфликта пройдут независимый полиграф. Также продолжит действовать мораторий на взаимные обвинения и публичную критику.

Какие последствия могут быть у этого конфликта и какой урок можно из него вынести демократическим силам, «Салідарнасць» спросила у политолога Валерия Карбалевича.

— Решение ОПК в отношении этого конфликта очень рациональное и правильное — поделить функции, чтобы они не пересекались и предложить не вступать в публичную полемику. Будет ли это реализовано на практике — трудно сказать, — говорит эксперт в экспресс-комментарии «Салідарнасці».

Валерий Карбалевич

Политолог считает, что конфликт нанес очень серьезный репутационный удар по B*pol, и теперь доверие к обоим сторонам и всем фигурантам, которые проявили себя в этом конфликте, упадет – особенно внутри Беларуси.

— Для тех, кто остается внутри и постоянно подвергается опасности быть арестованными, любые эмигрантские дрязги воспринимаются очень негативно, и все это ложится пятном на все центры оппозиции: на Оф*с Тихановской, ОПК и другие.

Что касается доверия к плану «П*рамога», то этот план — такая тайна и, возможно, мифологема. Существует он или нет, какова его реальная цена… Поэтому трудно оценивать его реальность, перспективу, а уж тем более отношение к нему белорусов.

Думаю, что надежд относительно этого плана, конечно, поубавится. И чем больше будет таких скандалов, тем меньше будет доверия ко всем эмигрантским центрам. 

Какой урок из этого конфликта могли бы вынести демократические силы? Карбалевич отмечает, что конфликты в оппозиционной среде – скорее норма, чем исключение. И вся история деятельности белорусской оппозиции, начиная с 90-ых годов прошлого века, это подтверждает. Если бы политики выносили уроки, политика была совсем другой.

— Другое дело, что в 2020 году в политику пришло много новых людей, которые вообще про эти конфликты и распри ничего не знают. Тут главный урок в том, что конфликты уменьшаются, когда появляется реальный шанс на победу. Когда летом и осенью 2020 года был такой шанс, конфликты внутри оппозиционных сил резко уменьшились.

Когда вероятность победы уменьшается, конфликты обостряются — в этом есть абсолютная закономерность. Поэтому не думаю, что конфликт в B*pol кому-то чему-то научит или что-то предотвратит, — заключает эксперт.