Карбалевич: Ни про одну страну на постсоветском пространстве нельзя сказать, что там «чистая демократия»
Почему в Беларуси не будет как в Кыргызстане.
Дом правительства в Бишкеке после захвата протестующими. Фото Reuters
В результате протестов недовольных парламентскими выборами в Кыргызстане уже за одну ночь удалось добиться серьезных результатов. И главный из них — начало диалога между противоборствующими сторонами.
Но почему аналогии между протестами у них и у нас не уместны, в экспресс-комментарии «Салідарнасці» объяснил политолог Валерий Карбалевич.
— Кыргызстан очень сильно отличается от Беларуси. Там есть баланс между двумя политическими группировками, которые опираются на этно-культурные части населения. Есть «северяне» и «южане», грубо говоря. Можно назвать их кланами или большими культурно-этническими сообществами.
Между ними постоянно идет борьба, а согласие и сохранение баланса являются важным элементом политической системы. Периодически этот баланс нарушается, что и приводит к конфликтам, в том числе силовым, — рассказал Карбалевич.
При этом в Беларуси, указал эксперт, совершенно иной механизм удержания власти и отсутствие клановой системы.
— У нас нет борьбы между какими-то кланами, политическими группировками или олигархами. В Беларуси достаточно монолитное общество в плане и этническом, и региональном. Раскол идет по другим, политически-мировоззренческим вопросам.
В Беларуси очень консолидированный политический режим. Нас нельзя сравнивать с Кыргызстаном, там другие традиции и другой механизм удержания власти.
В конце концов, там на выборах считают голоса, пусть и с какими-то фальсификациями, как сейчас, но это все равно несравнимо с тем, что у нас. И это тоже принципиально отличает белорусскую ситуацию. Элементов демократизма в политической системе Кыргызстана намного больше, чем в белорусской, — считает политолог.
Однако в целом, по его мнению, на постсоветском пространстве нет ни одного государства, где бы демократические традиции установились в полной мере. Это и является одной из причин регулярно возникающих конфликтов в разных местах.
— Ни про одну страну на постсоветском пространстве мы не можем сказать, что там «чистая демократия». Везде, даже там, где проходят выборы, например, в Украине, Армении, все равно есть элементы, которые отличают эти страны, скажем, от государств ЕС. И это постоянно вызывает конфликты. Поскольку демократические механизмы плохо работают, то происходит выплеск противоречий на улицу, — отметил Карбалевич.
Также эксперт классифицирует и другой вид конфликтов на постсоветском пространстве — межнациональные, которые возникли в результате неурегулированных еще во времена СССР проблем.
— Это опять же наследие Советского Союза, когда республики делили, не исходя из национального состава, а просто «под линейку», не считаясь с этническими интересами.
В момент распада Союза это вызвало взрыв межнациональных противоречий — и в Грузии, и в том же Кыргызстане, Узбекистане, Приднестровье, Крыму. А Нагорный Карабах — это вообще классика. В Советском Союзе были заложены эти мины, которые сейчас взрываются, — сказал политолог.
По его словам, достаточно большая зависимость постсоветских государств от России наделяет ее доминирующей силой в регионе. Отсюда желание осуществлять контроль над всеми возникающими конфликтами.
— Эта зависимость дает в руки России инструмент для влияния. Как великая региональная держава Россия претендует на то, чтобы осуществлять этот контроль. Надо сказать, что подобным образом поступают и все другие великие державы.
Россия считает постсоветское пространство сферой своих интересов и очень болезненно реагирует, если другие крупные игроки пытаются влиять на эту сферу. Украинский вариант – наиболее яркая иллюстрация этого.
И поскольку она взяла на себя некую ответственность, ей приходится как-то реагировать на кризисные моменты, в том числе и на белорусский кризис, и на карабахский, — отметил эксперт.
Павловский: Идет воспламенение всего постсоветского пространства – и это еще не конец
Читайте еще
Избранное