Комментарии

Михаил Брошин

Как в России предлагают бороться с протестами в Беларуси

Нынешние проблемы, с которыми столкнулся Александр Лукашенко, исследователи с Востока приписывают козням США и Евросоюза.

Проект СОНАР-2050 опубликовал исследование под названием «Рука Запада. НКО в Беларуси и поствыборный политический кризис». Авторы этой работы предлагают свои варианты ответов на традиционные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?»

Исследование распадается на три части. Во вводной сравнивается ситуация после президентских выборов 2015-го, когда протестов практически не было, и нынешних.

«Что же изменилось за 5 лет?» – спрашивают себя российские аналитики. После чего выдвигают смелую версию: «Может быть, за эти годы белорусы стали жить хуже?» И сами же её опровергают – буквально в двух словах: «Вряд ли».

Авторы поленились искать какие бы то ни было цифры, позволяющие оценить уровень жизни в Беларуси. В противном случае они бы наверняка наткнулись на такой замечательный факт: средняя зарплата в стране в августе 2020-го (490 USD)в долларовом эквиваленте была даже меньше, чем в декабре 2010-го (530 USD)!

10 лет застоя и деградации явно не улучшили жизнь наших граждан. И многих из них, ранее молчавших, это сподвигло высказать свое «фе» засидевшейся власти.

Но российские исследователи не ищут легких путей. Они нашли «истинных» виновников: «Массовость и длительность протестов в 2020 году вызваны иными причинами. В частности, работой западных фондов и прозападных НКО».

Во второй части «Руки Запада» перечисляются американские и европейские некоммерческие организации, по версии авторов, работающие с Беларусью. Аргументация и тут зашкаливает. В качестве доказательства приводится картинка под названием «Как идут деньги российским правозащитникам», на которой стрелочками показано якобы существующее перемещение финансовых потоков (ничем не подкреплено).

Позвольте, но при чем тут Беларусь, удивится читатель. Аналитики отвечают: «В данной иллюстрации достаточно мысленно подставить польские и литовские фонды и НКО вместо немецких, канадских и британских. Получателями грантов, соответственно, будут белорусские, а не российские проекты». О как! Каравай, каравай, кого хочешь подставляй! Мощное «исследование».

Третья часть, самая короткая, это выводы. Сделанные, как можно догадаться, на основе глубокого изучения всех аспектов темы («Вряд ли») и неопровержимых улик (картинка про российских правозащитников).

Резюме авторов «Руки Запада»: «Всего за 5 лет ситуация качественно изменилась, количество людей на протестных акциях выросло до десятков тысяч, в ряде случаев в них участвуют даже делегации трудовых коллективов (им тоже платит дядя Сэм? – М.Б.). Между тем финансирование, предоставленное НКО в 2015-2020 гг., не вполне объясняет такой резкой перемены общественных настроений.

Свою гипотезу рискнём выдвинуть мы. Вполне возможно, что причина протестного резонанса в этом году — отсутствие значимых результатов интеграции Беларуси…»

Версия, надо сказать, оригинальная. Почувствовав это, аналитики, которых правильнее было бы назвать пропагандистами, оговариваются: «Нет, разумеется, те, кто протестует сегодня против Александра Лукашенко, вряд ли одновременно являются сторонниками союзной интеграции». А дальше идут рассуждения о некоем «геополитическом вакууме между евроатлантическим и евразийским пространством», в котором якобы зависла Беларусь.

Проще говоря, Александра Лукашенко попрекают за политику многовекторности. Надо было союзное государство строить, подсказывают товарищи с Востока, тогда бы все было тип-топ.

Забавно, но на все случаи жизни у прокремлевских экспертов один ответ: «нужно теснее интегрироваться с Россией». Хотите покончить с диктатурой? «Надо воссоединиться с РФ!» (об этом забавном тезисе «Салідарнасць» писала чуть раньше). Хотите, чтобы диктатура продолжалась веки вечные? «Надо объединяться с РФ».

Фокус, однако, в том, что: а) многовекторной политику Лукашенко можно назвать разве что с большого перепою; б) а использовать Запад в качестве средства, чтобы расширить поле для маневра в отношениях с Россией, первый президент Беларуси начал далеко не вчера, а вскоре после того, как Бориса Ельцина в Кремле сменил Владимир Путин.

Учитывая, сколь часто авторы исследования обращаются к сопоставлению 2015/2020, стоит упомянуть, что пять лет назад так называемая «многовекторность» не просто существовала, а после аннексии Крыма получила мощный импульс. Однако тогда это не привело ни к каким протестам.

Провластные аналитики традиционно рисуют «черную комнату», в которой потом ищут «черную-черную руку Запада» и, естественно, находят. Ведь списать проблемы на чужие козни куда приятнее, чем признать, что протесты стали результатом целого ряда провалов, допущенных властями.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(83)