Как российская пропаганда работает в Байнете: «Токсичная, частая»

И совет знатока про лучшее средство борьбы с ней.

Эксперты отмечают, что в последнее время поток пропаганды через российские социальные сети в Беларусь значительно возрос.

— На протяжении первого полугодия прошлого года мы проводили большой мониторинг сети «Вконтакте». Изучив все наиболее крупные антибелорусские паблики и просмотрев тысячи постов к ним, мы классифицировали их с точки зрения той пропаганды, которую они размещали, — рассказал Еврорадио директор по исследованиям EAST-Center, эксперт iSANS Андрей Елисеев. — Оказалось, что пропаганда очень частая. При этом в соцсетях дезинформация намного более радикальная, много враждебных выражений, открытых угроз отдельным группам населения, в первую очередь, так называемым змагарам, людям с пробелорусскими взглядами, много антисемитизма.

Аналитик подтвердил, что по содержанию в целом пропаганда в соцсетях ничем не отличается от пропаганды на интернет-сайтах.

— Это дискредитация белорусской истории или белорусского языка, когда, например, могут говорить, что мова — всего лишь наречие.  

Большинство постов свою пропаганду и ненависть к белорусской идее и населению строят через критику отдельных людей. Допустим, берут какого-то активиста, правозащитника, независимого журналиста или политика, и на него обрушивается абсолютно безосновательная критика, оскорбления, а потом появляется вывод: вот какой это ужасный человек и все змагары такие же.

Часть занимается формированием какого-то особого «русского света», который вообще не подразумевает отдельное существование белорусского народа.

Также встречаются большие куски антизападной и антиукраинской пропаганды. И при всем этом рисуется образ очень успешной и хорошей России, а все другие страны-соседки Беларуси якобы в больших экономических проблемах или же являются какими-то профашистским государствами и т.д., — поделился политолог.

Токсичная пропаганда, согласно выводам эксперта, часто распространяется через обычные паблики в качестве рекламы и таким образом может воздействовать на людей неосознанно.

— Если человек не подписывается на специальные пропагандистские паблики, гарантии того, что он не попадет на пропаганду, нет.

В региональных группах иногда встречаются перепечатанные сознательно или случайно пропагандистские посты с дезинформацией. Бывает, что паблик какое-то время предоставляет свою означенную повестку, а потом его перекупают, чтобы целенаправленно незаметно разбавить пропагандой.

Также в последние месяцы значительно расширилась пропаганда в Инстаграме. Есть как отдельные токсичные аккаунты, так и целые группы.

Пропагандисты могут заказывать платную рекламу и таким образом охватывать людей. Например, человек может просто интересовать историей и его внимание может привлечь реклама с токсичного аккаунта.

Но не нужно преувеличивать масштаб подобных аккаунтов. Если проанализировать количество комментариев под токсичными постами и их динамику, то окажется, что исходит все это от небольшой группы людей, создающих видимость большой активности. Большинство аккаунтов — подставные. Поэтому буквально десять человек могут создавать такую активность, — делает вывод эксперт.

Андрей Елисеев не исключает того, что возросшее количество российской пропаганды может быть подготовкой для более тесной интеграции с РФ, вплоть до аннексии.

— Не исключено, что такая пропагандистская ситуация связана с интеграционными процессами. И она очень небезопасная. Все это  может привести к тому, что Беларусь превратится в БССР-2 — номинальную страну, которая останется только на географической карте.

Если Лукашенко повелся на новый интеграционный раунд и подпишет так называемые 31 карту интеграции, то это неизбежно приведет к потере Беларусью большой части суверенитета.

Белорусские власти после выборов уже фактически отдали информационный суверенитет, когда высадили в традиционные медиа десант пропагандистов из России.

Как не удивительно, именно белорусские государственные органы в этой интеграционной игре с Кремлем поставили под угрозу национальный суверенитет, — отметил политолог.

При этом Андрей Елисеев не считает себя сторонником категоричных мер по предотвращению пропаганды, как, например, в Украине. 

— После запрета российских соцсетей в Украине изменилось медиапотребление и часть пользователей российских социальных сетей действительно перешли на условно западные.

Но, нужно иметь ввиду, что в Украине этот запрет был введен не только из-за использования обычными гражданами российских соцсетей, но и по причинам безопасности. Украинские чиновники и представители правоохранительных органов через российские соцсети обменивались информацией, которая ставила под угрозу безопасность отдельных людей и национальную безопасность. Поэтому там запрет был в первую очередь направлен на устранение национальной угрозы, а не для того, чтобы обычного украинца перевести, условно говоря, в Facebook.

Я не считаю запрет лучшим способом борьбы с пропагандой. Лучший способ все-таки информирование. Ведь большинство людей и так понимают неадекватность этой пропаганды, а кому-то просто не хватает информации о том, каким образом скрытая пропаганда проникает к ним через вроде бы обычные паблики.

Я бы посоветовал внимательнее изучать, на какие паблики подписываться, особенно сейчас, когда большее количество людей стали интересоваться политикой. Можно взять за основу список авторитетных независимых медиа Беларуси, — подытоживает эксперт.  

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(52)