Комментарии
Ян Буян

Как Мугабе «подложил свинью» Лукашенко

Страшно далеки мы от Зимбабве… И, как выяснилось, не только в географическом, но и в политическом смысле. Представляете, тамошний глава государства с 28-летним стажем провел выборы так, что на них победила оппозиция.

29 марта в Зимбабве состоялись президентские и парламентские выборы. От этого «праздника демократии» практически никто в мире ничего особенного не ждал. Накануне ”Газета.Ру” писала: «Мало у кого из наблюдателей остаются сомнения, что во главе государства вновь встанет Роберт Мугабе, а парламентское большинство достанется его партии «Зимбабвийский африканский национальный союз – Патриотический фронт» (ЗАНУ-ПФ)».

Накануне Мугабе, впервые избранный президентом в 1987 году, а до этого возглавлявший правительство с самого провозглашения Зимбабве независимости в 1980 году, заявил, что не намерен заниматься подтасовками: «Мы не фальсифицируем выборы. У нас есть понятие о чести. Я не смог бы спать спокойно, если бы знал, что выборы были подтасованы».

В этом месте раздался смех в зале. И совершенно напрасно. Когда зимбабвийский Центризбирком обнародовал результаты, все разинули рты: согласно официальным данным, парламентские выборы выиграла оппозиционная партия «Движение за демократические перемены», получившая 105 из 210 мест в парламенте. А ZANU-PF (партия Роберта Мугабе) потеряла большинство и получила всего 93 места.

Более того, Мугабе не сумел обеспечить себе «элегантную победу» на президентских выборах. Поскольку их итоги оказались неудобоваримыми для зимбабвийских властей, они сейчас тянут время. Правящая партия оспаривает результаты голосования в 16 округах, обвиняя оппозицию в нечестной игре.

Вы можете себе представить Лидию Ермошину, объявляющую будущей осенью, что половина мест в палате представителей досталась оппозиционным депутатам? На всякий случай, напомню, что предыдущие выборы закончились со счетом 110:0 в пользу власти. Ни одного демократа в «палатку» не просочилось.

А уж про президентские выборы и заикаться страшно. У нас все четко: объявлять их официальные результаты можно за неделю до начала голосования. Вообразить себе, что соратники главы государства будут откладывать провозглашение очередной «элегантной победы» на неопределенный срок и жаловаться, что оппозиция чего-то там подтасовала – для этого нужно иметь ну очень богатую фантазию.

Александр Лукашенко попал в какую-то странную компанию. Один (Уго Чавес) проигрывает референдум (причем не добирает до победы какой-то жалкий процент). Второй (Роберт Мугабе) и вовсе уступает на выборах. Позорят, понимаешь ли, почетное звание членов клуба диктаторов. Сами в дураках оказываются и другим «свинью подкладывают». Что теперь прикажете делать официальному Минску ближайшей осенью?

Нет, наши власти, конечно, не допустят такого «разгула демократии», как в Зимбабве. В палату опять пройдут 110 человек по списку, составленному в президентской администрации. Но в этот «эксклюзив» мало кто поверит: в мире остается все меньше стран, где на выборах власти провозглашают единодушный «одобрям-с».

Рано или поздно подобные фокусы вылезут боком. Как это сейчас происходит с Робертом Мугабе. В 1980-х Зимбабве за экономические успехи и высокий уровень жизни называли «африканской Швейцарией». Но Мугабе не захотел уйти вовремя. И сейчас картина в Зимбабве радикально иная: инфляция составляет около 165 000% в год, уровень безработицы -- 80%, а несколько миллионов жителей стали беженцами. Страна также испытывает нехватку продовольствия и топлива. Такова цена бессрочного президентского правления.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)