Коктейль

Как белорусские и польские хасиды решали судьбу войны 1812 года

Телеграм-канал Дервиш-просветитель иронично повествует о событиях двухвековой давности.

«Когда Наполеон пошел войной на Россию, мнения среди хасидов разделились. Цадики, которые были поближе к загнивающему Западу, говорили, что это хорошо. Сценариев, по их мнению, было два:

1. Наполеон победит и уравняет евреев в правах, что есть, очень хорошо.

2. Наполеон начал апокалиптическую войну Гога и Магога (названия народов, которые пойдут войной на народ Божий, но будут повержены огнем с неба, – С.). Это не хорошо, но ненадолго, так как вслед за этим придет Машиах (Мессия в иудаизме – С.), и снова будет хорошо.

Такого мнения придерживались раби Менахем Мендл из Риманова и Магид из Кожениц. Тут прям тот случай, когда «деды воевали»… на стороне Наполеона.

Легенда рассказывает, что во время Бородинского сражения раби Менахем Мендл приговаривал, бросая в горящую печь кусочки мацы, «…вот еще 500 русских солдат пало», «… а теперь еще 500». Ни у кого в этот момент не было сомнения, что раби в реале косит русскую армию.

По-другому смотрел на проблему Альтер ребе из Ляд, основатель ХаБаДа. Раби Шнеур Залман осенью 1812 года писал:

«Открылось мне во время молитвы Рош а Шана (еврейский Новый год – С.), что если победит Наполеон, это принесет евреям мир и материальное процветание. Но это разрушит их души – все русско-польское еврейство ассимилируется.

Если победит русский царь, это принесет бедность и страдание всему русско-польскому еврейству. Но души их будут спасены».

Поэтому усилия раби из Риманова сводились на нет молитвами раби из Ляд.

Пока Наполеон и Александр думали, что они в этой войне что-то решают, в астральной войне между белорусскими и польскими хасидами близилось время решающей битвы – трубление в шофар (еврейский ритуальный духовой инструмент – С.) в Рош а Шана. Обеим сторонам было понятно, что кто первым протрубит, тот и решит исход кампании 1812 года.

Магид из Кожениц встал утром молиться и трубить в шофар, но вдруг почувствовал, что раби Шнеур Залман его опередил, подув в шофар за здоровье Александра Павловича еще до начала молитвы.

Оба ребе так молились, каждый за свой исход войны в тот Рош а Шана, что забыли попросить что-то для себя. Раби Шнеур Залман не пережил этот год и умер в 1812-м. Магид из Кожениц, очень хотевший изменить ход войны, но опоздавший, не успел и тут. Он умер годом позже.

И только раби Симха Бунем из Пашисхи, который считал, что полем битвы за будущее еврейского народа является душа каждого еврея, и Наполеон тут вообще ни при чем, посмеиваясь, наблюдал за происходящим. Но и раби Симха Бунем не пережил тот год.

И только Наполеон дожил до 1821 года. Правда тоже вдали от всей этой суеты».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.2(10)