Комментарии
Владимир Мартьянов

Из Европы в Минск через Москву

Согласно выводам лондонского Центра европейских реформ, Евросоюзу, чтобы добиться изменений в Беларуси, следует предложить сотрудничество России. Со стороны явно складывается впечатление, что все происходящее в нашей стране, зависит исключительно от воли Москвы.

Вообще, проведенное Центром исследование касалось перспектив вступления новых членов в ЕС. Для Беларуси, равно и как для Украины с Молдовой, утешительных прогнозов авторы работы не подготовили — согласно их мнению, эти страны вряд ли присоединятся к Европейскому союзу до 2020 года. Хотя для Украины делается оговорка — она может стать серьезным претендентом на членство и раньше, если приложит сверхусилия.

Далее исследователи попытались разработать ряд советов по укреплению роли ЕС в мире. Итак, по их мнению, Евросоюз должен конструктивно взаимодействовать с другими глобальными игроками, даже недемократическими, при этом четко отдавая преимущество отношениям с США.

И — внимание: ЕС стоит предложить сотрудничество с Россией, чтобы обеспечить изменения в Беларуси, стабильность и единство в Украине и разрешение конфликтов в Приднестровье и на Кавказе.

Если следовать этой логике, то изменения в Беларуси никак не возможны без российского вмешательства. Что ж, казалось бы, понятно — наша страна, как и многие другие страны на постсоветском пространстве, находится под определенным влиянием России. Которое в свете последних событий возрастает. Факт есть факт — хотели мы того, или не очень, но все глубже засовываем голову в российскую удавку. Предновогодние подарочки от Путина — стабкредит и стоимость газа — из той же оперы. Россия все глубже затягивает Беларусь в сферу своего влияния.

Сама по себе мысль привлечь Кремль к решению «белорусского вопроса» не нова. Можно даже сказать, что она устарела. Подобный сценарий рассматривался многими на Западе в качестве основного в конце девяностых-начале нулевых. После чего был отложен в сторону, поскольку в самой России появились очевидные проблемы с демократией.

Однако хорошо забытое старое порой выдается за ноу-хау. Что, собственно, и сделал Лондонский центр, видимо, не перетрудившийся при анализе ситуации на постсоветском пространстве. В противном случае, его эксперты наверняка отметили бы, что демократические перемены в странах СНГ происходили не благодаря, а вопреки воле Москвы.

Впрочем, важно не только то, кто ты есть на самом деле, но и какое впечатление производишь. Ладно, Лондон, он далеко, а в мире хватает проблем куда как покруче белорусской. Но показательно отношение к проблеме и внутри нашей страны.

Вот свежий заголовок статьи «Белорусских новостей», посвященной победе на выборах в Грузии Михаила Саакашвили — «Отношение Минска к Тбилиси зависит от позиции Кремля». То есть авторитетное белорусское Интернет-издание тоже считает, что во внешней политике мы все больше зависим от Москвы.

Да и чаяния части оппозиции — вскоре, мол, Россия устанет от Лукашенко и начнет создавать у нас демократию — тоже из той же оперы.

Можно продолжить примеры, но уже понятна определенная тенденция: центр принятия решений о будущем Беларуси в той или иной степени, но смещается — на Восток. Оснований так считать в последнее время действительно стало больше.

Да, Путин улетел, не затронув, по крайней мере, в официальных беседах, перспективы союзного государства, и многие в Беларуси вздохнули с облегчением — пока пронесло. Но тут и никакого Конституционного акта не требуется. Тотальный экономический контроль, к которому стремится Россия, ничуть не слабее такого же политического. С той лишь разницей, что формально сохраняется независимость. Но наличие собственного флага, герба, МИДа и должности президента — еще не залог суверенитета.

Скажите, придет кому-нибудь в Европе в голову влиять, скажем, на Литву с помощью России? То-то и оно. На Украину — пока еще приходит. Правда, Украина, в отличие от нас руками и ногами открещивается от такого влияния. Мы — нет.

Не пришло ли время изменить эту ситуацию? Удастся ли власти до бесконечности балансировать на грани крепкой дружбы и потери самостоятельности? Или оппозиция рассчитывает, что, построив здесь демократию, Россия, по-доброму всплакнув, отправит Беларусь в свободное плавание, щедро снабдив припасами на дорожку? Или допрыгаемся до того, что и ЕС с Россией о чем-нибудь договорятся, только нас о согласии спросить забудут.

Мрачные перспективы. И они не станут светлее, пока мы не начнем жить в своей стране без оглядки на кого бы то ни было. Вопросы — сможем ли мы этому научиться и сколько времени осталось на обучение — остаются открытыми.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)