Гуриев: «Большинство современных диктаторов — это Путин 10 лет назад»

Экономист Сергей Гуриев рассказывает про свою книгу «Спин-диктаторы: Меняющийся облик тирании в 21-м столетии» (Spin Dictators: The Changing Face of Tyranny in the 21st Century).

В ней, в соавторстве с американским политологом, он приходит к выводу, что в XXI веке диктаторы, ранее державшие население под контролем из-за страха, сменились на тех, кто стал опираться на пропаганду и манипуляцию информацией.

— Правда, ученые утверждают, что путинская Россия с 24 февраля превращается в «диктатуру страха». И стать менее жестким диктатором у главы государства уже вряд ли получится, — говорит Сергей Гуриев в подкасте «Медузы».

— Что касается того, что такое «спин-диктаторы», или диктаторы-манипуляторы, то идея нашей книги заключается в том, что сегодня большинство диктаторов качественно отличается от диктаторов ХХ века.

В прошлом веке Сталин, Мао, Гитлер или Пол Пот имели идеологию и терроризировали своих граждан, устраивали массовые репрессии и делали это открыто. Сама идея того, что граждане должны бояться власти и поэтому ей подчиняться, была центральной в недемократических режимах.

Сегодня же ситуация другая, — объясняет Гуриев, — большинство диктаторов — это условный Путин 10 лет назад.

Человек, который притворяется демократом и проводит выборы. У которого есть какие-то независимые СМИ и оппозиционные партии. У которого нет официальной цензуры, то есть она происходит скрыто, а репрессии, если и есть, то они ограничены и тоже проводятся скрыто, чтобы граждане думали, что они живут в демократическом режиме, где лидер является популярным, а не страшным.

И когда в книге мы классифицируем режимы, то показываем, что их в последнее десятилетие стало так много, что в демократическом мире они стали правилом, а не исключением.

Что касается режима Путина, то Сергей Гуриев классифицирует его как открытую диктатуру:

— Он стал репрессивной диктатурой страха, а не диктатурой обмана. И это произошло, насколько я могу судить, в первую неделю после начала войны. Как только война началась, она была рассчитана, чтобы быть маленькой и победоносной, что-то вроде аннексии Крыма.

Но, когда он увидел, что это не получается, а оставшиеся независимые СМИ резко влияют на настроение общества... Помните, был опрос команды Навального, который показывал, что каждый день после начала войны, поддержка войны существенно сокращалась? …Путин ввел законы о военной цензуре, фактически закрыл все оставшиеся назависимые СМИ, и режим действительно превратился в репрессивный.

И Путин не первый информационный диктатор, который стал диктатором страха. Например, в Венесуэле режим трансформировался таким же образом.

Экономист также вспоминает опрос «Левада-центр» в марте 2021-го, где 52% россиян говорят о том, что боятся возвращения массовых репрессий:

— И связано это с тем, что граждане увидели жестокое подавление протестов сторонников Навального, — уверен Гуриев, — и, конечно же, люди поняли, что сегодня выходить на улицы страшно. И, что на улицы готово выходить огромное количество людей, но протесты будут подавлены.

Далее в течение 2021-го мы видели, как все больше и больше СМИ закрывались, объявлялись иноагентами или нежелательными организациями. И самого Навального начали судить не за мошенничество, а за создание экстремистского сообщества. То есть объявление штабов Навального экстремистской организацией – это и есть открытые политические репрессии.

До этого, как вы помните, Навального и его сторонников осуждали за то, что они не платят налоги или воруют деньги, и это была типичная информационная диктатура. А то, когда политических заключенных сажают в тюрьму за политические преступления — это и есть диктатура страха.

На вопрос, получится ли, избавиться от диктатуры после ухода Владимира Путина, у Гуриева нет однозначного ответа:

— После того, как Путин уйдет, режим может пойти совершенно по другому пути. Я уверен, что люди вокруг него постараются построить какую-то военную или кгбшную хунту, попробуют найти преемника, который всех устраивает, но что надо помнить?

Что Владимир Путин строил эту систему под себя. Она построена так, чтобы никакой альтернативы не было. Чтобы ни у кого даже не возникла мысль, что какой-то человек может его заменить. Потому что как только есть этот человек, Владимир Путин находится в страшной опасности.

Так что построить ему альтернативу будет совсем не просто. Но точно могу сказать, что после Путина режим будет совсем другим, не знаю лучше или хуже, но точно совсем другим, – уверен Гуриев.

Что касается слабых мест путинской системы, то Сергей Гуриев выделяет несколько фронтов, на которых ей можно противостоять:

— Один из них — это информирование граждан о том, насколько коррумпирован и неэффективен этот режим. О том, как этот режим ворует у детей, пенсионеров, докторов их деньги и будущее. И этим занимался очень эффективно Фонд по борьбе с коррупцией Навального.

Второй фронт — это, конечно, борьба с путинскими агентами влияния, которые экспортировали коррупцию, подкупали западных бизнесменов и политиков.

Третий фронт — это информирование россиян о том, что будет после Путина. Люди должны понимать, что у постпутинской России есть шанс стать нормальной, процветающей, свободной, демократической страной, как это произошло со странами Центральной и Восточной Европы.

Сейчас, после начала войны, у нас появился еще и четвертый фронт — в Украине. И, если Путин потерпит военное поражение, это ускорит смену режима. В том числе потому, что люди вокруг него этого не простят.

Сейчас выясняется, что все эти деньги, которые забирались у бизнесменов, докторов, профессоров и тратились на военную машину, пошли на дворцы, в том числе за границей, пошли на мегаяхты, которых, как оказалось, у Путина даже больше, чем мы думали.

В этом смысле оказалось, что даже те люди, которые ненавидят Украину, в случае провала, могут возненавидеть Владимира Путина.

Поэтому военное поражение в Украине — это самый главный антипутинский фронт сейчас, все остальные не так важны, — считает Гуриев.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(29)