Филин

Сергей Василевский

Фридман: Пример Чехии, где избрали президентом генерала, может стать трендом в Европе

Политический обозреватель Александр Фридман рассказал Филину о трудных дискуссиях о поставках оружия, милитаризации европейцев и помощи Израиля украинцам.

Александр Фридман

— Австрия и Венгрия договорились не передавать оружие Украине, мотивировав это желанием избежать эскалации конфликта и втягивания в него Европы. Параллельно звучат заявления Шольца и Байдена о том, что Германия и США не будут передвать Киеву самолеты F-16.

Эксперты отмечают, что вопрос поставок оружия решается не так гладко, как это выглядит в речах политиков. Почему так происходит?

— Это очень сложный процесс, в Украине это понимают. Понимают, что далеко не все из того, что Киев просит и требует, ему поставляют. Здесь ведь все очевидно: Украина желает победить в этой войне, она в ней уже находится. И ее прямой интерес — победить и вернуть свои территории.

Что касается западных стран, то они на стороне Украины, они желают, чтобы Россия не победила в этой войне. Но при этом у них есть собственные интересы, свои соображения о безопасности. И они не желают быть втянутыми в эту войну.

Поэтому все эти дискуссии о танках и самолетах состоят из двух компонентов. Первый — насколько это поможет украинцам. Второй — может ли это привести к новому витку эскалации.

Мы видели, что дискуссия о танках была тяжелой, она фактически завершилась. Принципиальное решение принято, танки так или иначе будут поставляться. Вопрос в их количестве, в том, какие страны и когда их будут поставять.

Теперь возник вопрос о самолетах. Соответственно, Россия повышает градус напряженности, пугает последствиями. Кроме того, в европейском и американском обществе есть разные люди, количество тех, кто выступал против поставок тех же танков, боясь эскалации, достаточно большое.

Их голоса нужно учитывать, чтобы не улучшить позиции правых и левых популистов, пытающихся использовать страхи и угрозы войны.    

Нужно понимать, что разговоры о самолетах похожи на те, что звучали в дискуссиях о танках. Тогда все начиналось с этого же. Западные лидеры говорили «нет», мол, мы свои танки не поставляем, это не обсуждается.

Но в итоге дискуссия пошла довольно быстро, западные лидеры изменили свою позицию. То же самое может быть и с самолетами. Тем более, что в случае с танками изначально все выступали против. С самолетами все выглядит несколько иначе.

У Германии своя позиция, здесь внешним угрозам и безопасности уделяют много внимания. По последним опросам более 40% немцев выступают против передачи Украине танков. Поэтому Шольц очень быстро взялся за свою старую игру.

При этом у него очень осторожные формулировки, он не говорит, что мы никогда не поставим самолеты. Звучат слова о том, что сегодня вопрос об этом не стоит.

США в свое время не хотели поставлять «Абрамсы», но в итоге изменили свою позицию. Правда, непонятно пока, когда они их поставят. Макрон не исключает, что Франция поставит танки и самолеты, но они их еще не поставили.

Есть позиция и других европейских стран, более открытых в этих вопросах — та же Польша, Великобритания. Возможно, в итоге будет самолетная коалиция, и Украина что-то все же получит. Хоть и не в том количестве, в каком она хотела бы.

Многое, безусловно, будет зависеть от хода боевых действий. Когда западные государства будут видеть, что их оружие помогает Украине, что она делает успехи и продвигается вперед, либо этих успехов очевидно не будет у России, то поставки оружия станут еще больше. Поэтому я бы не преувеличивал значение заявлений западных политиков.

Что касается заявлений австрийских и венгерских политиков, это типичная позиция для нейтральных стран вроде Австрии и Швейцарии, которые не входят в НАТО, которые не поставляют оружие втянутым в вооруженный конфликт государствам.

К слову, обе страны традиционно имеют большие экономические интересы в России. Поэтому их осторожность в этом вопросе не удивляет.

Хотя дискуссия в той же Швейцарии продвинулась заметно дальше, чем в Австрии. Здесь в основном на экспертном уровне, да и в парламенте также, обсуждают возможность передать свои «Леопарды» тем странам, которые отдадут свои танки Украине. В итоге это не будет прямой передачей танков, в договоре будет указано, что их нельзя передавать Украине и любой другой воюющей стране.

Но возможность получить компенсацию в виде танков из Швейцарии может вдохновить других. Кроме того, опросы показывают, что большинство швейцарцев готово передавать Киеву оружие, в котором присутствуют швейцарские комплектующие.

Австрия действует традиционно сдержанно. Здесь с самого начала войны звучали голоса о необходимости учитывать интересы России. Украине здесь не стоит на что-то рассчитывать, кроме гуманитарной и финансовой помощи.

Отношение Венгрии — это также традиционная история. Ее власти используют свою позицию, чтобы получить для себя в этой войне максимальные преференции. Когда речь заходит о санкциях, Будапешт накладывает вето до тех пор, пока не получит что-нибудь от Евросоюза. Это типичная тактика Орбана.

В данном случае понятно, что Венгрия не даст оружие, оружие не будет идти через ее территорию. И за это Будапешт рассчитывает получить что-нибудь от Москвы.

Дискуссии же будут и дальше происходить. В Европе, на Западе ничто не проходит без трудных обсуждений. 

— Победа экс-генерала НАТО Петра Павела на президентских выборах в Чехии — это усталость чехов от политиков-популистов или запрос на политика-военного на фоне войны? Насколько это важное событие для Чехии и для Европы?

— Это исторический, символический и очень важный для Чехии момент. Андрей Бабиш (соперник Павела — Ф.) — мягко говоря, очень неоднозначный политик. За ним тянется коррупционный шлейф, он известный евроскептик, популист. В своих высказываниях он подталкивал общественное мнение к мысли, что генерал Павел приведет Чехию к войне.

Как видим, у него это не получилось. Против Бабиша объединились многие силы, вставшие на сторону генерала. Кроме того, нужно понимать, что президент в Чехии — репрезентативная фигура. И вот чехи решили что генерал Павел, который занимал серьезные должности в НАТО, будет достойно представлять их страну.

Это, на самом деле, и чешский выбор, и европейский. В принципе, до войны такого бы не стоило ждать. В Европе нет уже этой традиции, как, например, в Израиле, когда в политику идут бывшие высокопоставленные военные. Ведь там страна перманентно находится в состоянии войны. Поэтому там военные в политике востребованы.

В мирные и спокойные времена генерал Павел, возможно, и не стал бы даже выдвигаться на эту должность. Но сегодня военные востребованы и в Европе, мы живем в такое время, когда общество милитаризуется.

По сути, кто сегодня главный среди экспертов? Военные аналитики, бывшие военнослужащие. Так что я могу себе вполне представить, что чешский пример может стать трендом для других европейских стран.    

— Глава МИД Израиля Эли Коэн собирается посетить Киев. Если визит состоится, то это будет первый приезд высокопоставленного израильского чиновника в Украину с начала войны.

Можно ли говорить, что интересы двух стран сейчас совпали? Может ли Киев рассчитывать на то, что Израиль нейтрализует либо заметно снизит угрозу поставок иранского оружия российской армии?

— Да, безусловно. Более того, сотрудничество между этими странами уже идет. На днях израильский посол в Германии Рон Просор открытым текстом сказал, что Израиль много критикуют за то, что он якобы мало делает для Украины, но на самом деле его страна делает гораздо больше, чем это известно.

И это, скорее всего, на самом деле так. Просто не обо всем Израиль может говорить, так как российский фактор для него очень важен. Это и российское присутствие в Сирии, а также связи Москвы с Тегераном. Поэтому открыто поставлять оружие Украине Израилю было трудно.

Но при этом Израиль закрывает глаза на поставки Киеву западного оружия с израильскими компонентами. Израиль не протестует против передачи оружия, которое производят европейские компании с его участием.

В случае с Ираном интересы стран совпадают. Израилю необходимо ослабить военную мощь Тегерана, Украине нужно прекратить поставки иранского оружия.

И снова нужно напомнить и о таком факторе, как Россия. Всякий раз, когда Москва предпринимает какой-то антиизраильский шаг, следует ответ. Как это было на днях, когда в России после недавних терактов сравнили государство Израиль с террористическими группировками Палестины. Сразу же последовало сообщение о визите главы МИД в Киев.

И еще один момент. США постоянно давит на своих партнеров с тем, чтобы они помогали оружием Киеву. В том числе и на Израиль, который является одним из самых серьезных мировых игроков на рынке оружия.

Израиль пока отказывается делать это, но все может измениться, учитывая сложнейшую геополитическую обстановку. И если даже эти поставки не будут открытыми, израильтяне могут сделать для украинцев еще больше. База для плотного и взаимовыгодного сотрудничества у двух стран есть.