Фрэнсис Макдорманд: как нестандартность позволила актрисе собрать коллекцию «Оскаров»
Ее славу часто приписывали заслугам знаменитого мужа Джоэла Коэна. А она и не оправдывалась. Привыкла к обесцениванию с детства, сама же над ним и посмеивалась, признаваясь в интервью, что в школе ее звали «полноватым гиком». Похоже, главное ее умение и соорудило жизненный стержень – с юмором превращать недостатки в достоинства.
Сегодня уже мало кто сомневается в ее актерском таланте. 66-летняя Фрэнсис Макдорманд обладает особой внешностью, за которой не поспевают стандарты красоты.
«Взгляд, пережевавший не одну трагедию» – так описывают ее поклонники. В детстве Фрэнсис удочерила семья священника, строгость и послушание стали нормой жизни. Неизвестно, чего стоили ей слухи о том, что приемный отец – на самом деле родной, согрешивший с отказавшейся от нее матерью, которая могла быть одной из его прихожанок. Но Фрэнсис не озлобилась, во всяком случае внешне.
– Она не злая, при этом может достоверно сыграть ярость, накрутить себя до нужного уровня агрессии, – признается режиссер оскароносного хита «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартин Макдонах.
Фрэнсис всегда казалась прямолинейной, этим и подкупала. Братья Коэны, не дожидаясь окончания проб, отдали ей главную роль в своем дебютном фильме «Просто кровь», где Макдорманд изобразила кучерявую блондинку, жену владельца техасского бара, закрутившую интрижку с сотрудником.
Критикам понравилось. Через полгода Фрэнсис вышла замуж за старшего Коэна.
– Я никогда не верила, что можно быть любовниками и при этом вместе работать, не утратив влечения. И вдруг оказалось, что это реально! Я могла по-настоящему любить и жить, нигде не ужимаясь и ничем не жертвуя, ни за что не извиняясь и ничего не скрывая, – актриса умеет удивлять откровениями из личной жизни, превращая неудобные вещи в инфоповод.
Макдорманд, не стесняясь, рассказывает, что свадебное кольцо досталось ей, как переходящий приз, от первой жены Коэна. Уверяет, что и не думала расстраиваться. И правда, чего деньгами сорить?
Секонд-хенд кольцо не испортило второй попытки гениального режиссера, возможно, лишь благодаря мудрости и поддержке все понимающей жены. Да он и сам не раз признавался, что без Фрэнсис не было бы его ярких творений, уютного дома и 40 лет удобной жизни. Через полгода после свадьбы они усыновили темнокожего мальчугана из Парагвая, руша формулу нестандартного брака «коротышки и верзилы» – «саркастичный и несентиментальная».
В 1997-м Фрэнсис получила свой первый Оскар, вжившись в роль беременной полицейской в «Фарго».
Образ она придумала сама, уверяя что «...впервые за 12 лет, что я сплю с режиссером, мне досталась роль без всяких проб».
Макдорманд редко можно увидеть в элегантных вечерних нарядах. Однажды, смилостивившись для важной церемонии, с присущим ей юмором объясняла выбор красно-розового: «У меня проблемы с покладистостью».
Она, кажется, и правда живет, как хочет. Обойдя на очередном оскароносном финише Мэрил Стрип, актриса не растерялась и пригласила на сцену всех номинанток: «Мэрил, если ты это сделаешь – выйдут и остальные».
Вишенкой на торте в карьере Макдорманд стали сразу два «Оскара» за фильм «Земля кочевников» – как актрисе за лучшую главную женскую роль и как продюсеру за лучший фильм года.
Героиня Фрэнсис, лишившись мужа и работы, оставшись к пенсии в одиночестве, колесит по Америке в фургоне, ведя кочевой образ жизни, пытаясь нащупать ее смысл. Даже в откровенной сцене на унитазе актриса смотрится гармонично, хотя кто-то наверняка почувствует жалость и обреченность, другие – искры завуалированного сарказма.
Фрэнсис умеет подшучивать не только над окружающими. Оглядываясь на долгий путь к успеху, актриса признается, что долгое время была для режиссеров «не очень: то слишком толстая, то слишком худая, то слишком старая, то чересчур молода...» Но только до тех пор, пока им не понадобился кто-то другой, нестандартный. И признаться, быть нестандартным не так уж и плохо».
Читайте еще
Избранное