И эти игры, маневры по отношению к Западу, демонстрация, что он готов пойти немножко им навстречу, тоже говорит о том, что он вряд ли намерен участвовать в войне.
Фесенко: «Лукашенко привязан к военной колеснице Путина и только так воспринимается на Западе»
Украинский политолог — об опасных маневрах беларуского правителя.
— Пока интерес Лукашенко остается неизменным в отношении прямого участия в войне: лучше избегать серьезных рисков для себя, — отметил Владимир Фесенко в Обычном утре. — Заметно, что беларуский правитель примерно со второй половины прошлого года стал искать каналы контактов с Западом.
Стал проявлять нечто, что тяжело назвать либерализацией, только если с кавычками. Отпустил некоторых политзаключенных, поучаствовал в обмене между Западом и Россией, то есть показал, что готов несколько смягчить политику.
Но Лукашенко не перестанет быть собой от этого, подчеркивает политолог.
— Периодически он заявляет, что готов поспособствовать миру. Но повторить трюк с Минскими соглашениями у него не получится. В феврале 2015 года был его «звездный час», когда в Минск приехали Меркель и тогдашний президент Франции Олланд.
Но больше такое невозможно. Потому что можно обманывать всех короткое время и некоторых всегда, но не получится обманывать всех все время. В 2015 году ему помогли обстоятельства осуществить тот трюк. Он ими воспользовался.
Сейчас ситуация совсем другая. В Украине, и руководство, и большинство украинцев, воспринимают режим Лукашенко как режим-союзник Путина, как участника войны, пусть и не прямого. И это главное в отношении к нынешнему беларускому режиму.
Поэтому нами Беларусь как нейтральная площадка для каких-то будущих переговоров не рассматривается. На самом деле очередь стран, которые предлагают свои услуги по переговорам, довольно большая.
А Лукашенко слишком одиозный. И то, что произошло в 2020 году — не просто силовой разгон протестов, а фактически резкое усиление репрессивного характера режима — стало своеобразной красной линией.
Поэтому если что-то и изменится в отношении к Беларуси, то только с уходом Лукашенко. Что касается его самого, то могут быть колебания градуса контактов с ним, но изменения отношения к нему не произойдет.
Нормальным европейским лидером его не признают, он не будет восприниматься и как некий миротворец.
Он воспринимается как союзник Путина, который несет также ответственность за эту войну, в отношении него есть и санкции за нарушение демократических стандартов, и репрессии против оппозиции в 2020 году и позже.
Политолог акцентирует внимание на том, что беларуский правитель ведет двойную политику по отношению к Западу.
— Лукашенко заигрался в соучастии в угрозах Путина в адрес Европы. Напомню, в 2023 году как раз накануне саммита НАТО в Вильнюсе было озвучено заявление о размещении тактического ядерного оружия (ТЯО) в Беларуси.
И Лукашенко вел себя просто как маленький ребенок, которому дали игрушку, возомнил себя участником клуба ядерных держав.
В прошлом году, когда Путин чисто из тактических соображений заявил, что «Орешник» будет на территории Беларуси, Лукашенко снова начал надувать щеки и грозить европейским столицам.
А как ты хочешь, чтобы к тебе относились, если на твоей территории размещается оружие и ты сам участвуешь в угрозах в адрес Запада? Ты хочешь, чтобы после этого с тобой вели переговоры и воспринимали тебя как нормального европейского политика?
Конечно, он воспринимается не как самостоятельная угроза, а как зона, территория потенциальных угроз. И через эти игры с оружием он создает и потенциальные риски для беларуского народа. Он об этом даже не думает!
То же самое и с соучастием в войне против Украины — пусть даже потенциально, но этот риск сохраняется. Если вдруг, даже формально без участия Лукашенко, российские войска начнут какие-то военные операции с территории Беларуси, в таком случае, к сожалению, военные действия могут переместиться на территорию вашей страны.
Поэтому Лукашенко в данном случае (для Беларуси) — это фактор риска. Он играет с огнем. <…>
Я абсолютно убежден, что ему не дадут ничего использовать, оружие не будет под контролем Лукашенко. Использовать его может только Путин и его режим.
Но Лукашенко в любом случае, пусть и частично, но замазан кровью. Путин сделал его соучастником военных преступлений против Украины. И он уже привязан к той военной колеснице Путина и только так воспринимается на Западе, — подчеркнул политолог.
Читайте еще
Избранное