«Это, кстати, был один из первых в истории случаев введения экономических санкций»
Письма к дочери вспоминают историю о маленьком поводе для большой войны.
— Это было во времена, когда из-за соперничества Афин и Спарты греческий мир был расколот на две части. Одна половина поддерживала Афинский морской союз, другая – Пелопоннесский союз, в котором заправляла Спарта.
Силы соперников были примерно равными, поэтому воевать друг с другом ни Афины, ни Спарта не хотели. Не из-за миролюбия, а по причине здоровых опасений в исходе войны.
А как раз между двумя союзами, прямо у южных границ Аттики, располагался маленький городок Мегары. И, поскольку, ему не очень повезло с расположением, вектор геополитической лояльности у города Мегары часто менялся.
И вот во время очередной смены вектора лояльности в Мегарах при невыясненных обстоятельствах погиб афинский посол. Афинские власти сразу же обвинили Мегары в провокации и нарушении, принятых между приличными людьми, правил дипломатического этикета.
Чтобы наказать Мегары афинские власти ввели против города торговую блокаду. Запретили купцам из Мегар торговать с городами, которые входили в Афинский морской союз. Это, кстати, был один из первых в истории случаев введения экономических санкций. И действенных санкций. Все процветание города Мегары зависело от торговли. Сам город был не в состоянии обеспечить себя даже хлебом в достаточных количествах.
То есть расчет был на то, что, оголодав, мегарцы сменят вектор лояльности в правильную сторону. И что Пелопоннесский союз не станет ввязываться в конфликт. Максимум – выразит очень глубокие озабоченности. Ну потому, что никто же не захочет умирать за Мегары.
И поначалу оно вроде все к тому и шло. Спартанцы совершенно не хотели ввязываться в большую войну из-за мелкой обиды маленького городка. Пускай даже этот городок был их союзником. Ну то есть, спартанцы делали грозные вербальные интервенции и выражали самые глубокие озабоченности. Но воевать не хотели. Потому что нелепо же спартанцам умирать за Мегары.
Очень может быть, что дальше глубоких озабоченностей дело бы и не зашло, если бы не другие спартанские союзники. Потому что союзники опасались, что эмбарго против Мегар было таким маленьким экспериментом. И, что если этот эксперимент закончится успешно, то афиняне захотят экспериментировать дальше.
В конце концов Коринф, второй по величине город Пелопоннесского союза, пригрозил, что он выйдет из союза. Что, если спартанцы не хотят защищать союзников, то Коринфу они больше не союзник.
Начавшаяся после этого война, которой все боялись и все ждали, продлилась 27 лет и закончилась полным разгромом Афин. И конечно, про торговое эмбарго против маленького городка Мегары, которое стало поводом для большой войны, к тому времени уже мало кто помнил.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное