Эксперт: «Конец вдалеке, но виден, и смена первого лица в Беларуси неизбежна»
Почему Россия не будет форсировать интеграцию.
— А почему ВЦИОМ должен был вставать горой за Лукашенко? Наверное, там озвучены реальные проблемы, с которыми они (российские власти) сталкиваются в Беларуси, — отметил в эфире Свабода Premium заместитель главного редактора Carnegie.ru Максим Саморуков, комментируя появившиеся социологические данные о ситуации в Беларуси. — И, мне кажется, что нет никакой новости в том, что многие в российском руководстве не любят Лукашенко.
Фото «Радыё Свабода»
Гораздо более значимым для развития белорусско-российских отношений российский журналист считает факт подписания или неподписания союзных карт.
— Самое важное из всего этого то, что могут не подписать союзные карты. На самом деле интеграция идет, даже такая, довольно символическая, потому что все мы понимаем, что в этих картах по тому, что было опубликовано, ничего революционного нет.
Никаких принципиальных перемен они в отношении двух стран не вводят, никакой особенной угрозы для белорусского суверенитета не представляют. Понимаем, что они будут реализовываться на протяжении многих лет, и в основном там речь идет о «выработке единых подходов». Эта «выработка» может занять неизвестно сколько времени.
Но даже в таком виде эта интеграция очень сильно пробуксовывает и никуда не движется, хотя уже год и три месяца, как у Минска пропал всякий простор для международного маневра, связи с Западом порваны, казалось бы, окончательно, полная зависимость от российской поддержки — и все равно Россия не может продавить даже в таком мягком виде эти интеграционные карты за такое количество времени!
Это говорит о том, что мы раньше переоценивали значение маневра на Западе для сопротивления белорусского режима всей этой интеграции. Нам всегда казалось, что белорусский режим может сопротивляться интеграции только потому, что у него есть возможность как-то там сблизиться с Западом в ответ. И это дает ему какой-то рычаг в отношениях с Кремлем, который позволяет отказываться от всех этих новых требований по углублению интеграции.
Но вот, мы видим, что никакого маневра на Западе уже у белорусских властей нет, а они все равно продолжают довольно успешно отказываться от любого, даже символического углубления интеграции, — размышляет Саморуков.
Фото afisha.london
Он делает вывод, что до сих пор, несмотря на поддержку Путиным белорусского режима, последнее слово в белорусско-российских отношениях остается за Лукашенко.
— Дело в том, что белорусская система по-прежнему устроена так, что не понятно, как она будет работать, если убрать Лукашенко. Его контроль над белорусской государственной властью по-прежнему остается высоким. Риски от того, чтобы форсировать интеграцию и ломать через колено Лукашенко, в Кремле воспринимаются как более высокие, чем риски от вялого и почти недвижимого процесса интеграции…
Опрос ВЦИОМ, эти проблемы с интеграцией и поведение белорусских госпропагандистов показывают, что в Беларуси власть по-прежнему в руках Лукашенко. И все разговоры о том, что Россия уже заслала своих агентов и расставила своих людей по всем местам, серьезно преувеличены. И решать про транзит власти будет не только Кремль, но и сам Александр Григорьевич, — заключает журналист.
При этом он отметил, что конец существующему режиму в Беларуси «вдалеке, но виден, и смена, по крайней мере, первого лица в Беларуси неизбежна».
Читайте еще
Избранное