Во всяком случае, я вижу в нашем сегодняшнем мире многочисленные проявления травли огромных групп людей — по разным причинам — политическим, этническим, религиозным, идейным. Это происходит в свободном мире — вся cancel culture — это ведь и есть травля, узаконенная общественным мнением. Это происходит в России, где пропаганда постоянно находит себе очередную группу для издевательств и охаивания.
Эйдельман: «За последние годы мы поняли, что не стоит говорить фразы вроде «ну это же абсолютно невозможно»
Российский историк — о том, как антисемитизм поднимает голову во всем мире.
— После одной из моих лекций в Канаде к микрофону подошел подросток и рассказал следующее. В государственной школе, где он учится, был курс «История Холокоста». В этом году учитель заявил, что больше вести его не будет «из-за того, что Израиль делает в Газе», — пишет Тамара Эйдельман.
Как вы думаете, что сделала администрация школы? Попыталась его урезонить? Уволила его? Нашла другого преподавателя? Вовсе нет. Курс по истории Холокоста ОТМЕНИЛИ.
Я не буду сейчас рассуждать о том, что творится в голове у этого учителя, о том, насколько трусливо его начальство. Я просто констатирую факт. Из-за того, что кто-то недоволен политикой Израиля, можно больше не рассказывать детям про Холокост.
В общем, по логике следующим шагом должно быть рассуждение о том, что так, мол, евреям и надо было, а то вон что потомки выживших творят...
Кожей ощущаю, как мир захлестывают волны антисемитизма. По всей Америке гуманистически настроенные защитники Палестины требует сбросить евреев в море, уничтожить государство Израиль, а заодно и всех евреев. Почему-то еще объясняют, что это вовсе не антисемитизм.
Еврейские организации по всей Европе призывают евреев не слишком демонстрировать свое еврейство и вообще быть настороже. Путин публично отпускает мерзкие антисемитские шуточки.
ААААААА... У вас нет другого глобуса?
Впрочем, есть более существенный вопрос. Все нынешние безумства — это возрождение былых времен или просто новое проявление того, что никогда не исчезало? Были ли разговоры о том, что «это не должно повториться» просто прикрытием того печального факта, что антисемитизм никуда не делся и на самом-то деле все время была вероятность того, что все ужасы повторятся — пусть в другой форме и в меньшем масштабе?
Или же все происходящее сегодня — это нечто новое? Ханна Арендт в своей книге «Истоки тоталитаризма» подробно доказывала, что антисемитизм последних столетий совсем не такой, как в предыдущие века. Может быть, сегодня возникают какие-то новые фобии, жертвой которых становятся самые разные группы населения, в том числе и евреи? Или все-таки речь идет все о том же старом недобром антисемитизме?
Коллективная ответственность снова на повестке дня — в разных формах и с разным уровнем озверения. Это, конечно, не Холокост. В Освенцим, слава богу, никого не отправляют. Пока. За последние годы мы все поняли, что не стоит говорить фразы вроде «ну это же абсолютно невозможно». Стало ясно, что возможно, увы, всё.
Ну что ж. Значит, пора вспомнить о Холокосте. О том, как можно сделать миллионы людей изгоями. О тех, кто этому подчинялся. О тех, кто пытался играть с палачами в запутанные игры и наверняка проигрывал. О тех, кто просто стоял в сторонке и наблюдал, думая, что его это не касается. О тех, кто убивал. О тех, кого убивали.
Потому что это не должно повториться.
Читайте еще
Избранное