Теперь победу отнимают снова, превратив трагический день памяти о погибших в бряцание оружием и воспевание новой войны. В воспевание нового триумфа вождя и провозглашение ценности государства, ради которого не надо жалеть ни своих, ни чужих.
Эйдельман: «Давайте попробуем, хотя бы вспоминая о войне, вести себя достойно»
Российский историк — про день украденной Победы.
— Я уже столько раз писала об украденной победе во Второй мировой, что иногда кажется — ну сколько можно? Зачем еще? Но тема-то не исчезает, — пишет Тамара Эйдельман. — Наоборот, она становится все более и более актуальной. Победу крадут снова и снова.
Ее отняли у людей первый раз сразу после войны, когда был целый поток фронтовиков, отправленных в ГУЛАГ просто за слишком независимое поведение или за рассказ о том, какие хорошие были у немцев танки.
Уже тогда людям не дали выкрикнуть то, что болело, рассказать правду о том, что они видели и переживали, что с ними делали и что они делали сами.
Уже тогда трагедия войны была заменена Величием Победы, достигнутой усилиями Вождя и его маршалов.
Уже тогда закрепилась мысль о том, что «война все спишет» и ради победы возможны любые жертвы. Ради победы государства можно пожертвовать любым количеством людей.
Отправить пехоту на минное поле, гнать солдат в бессмысленные атаки, прокладывая дорогу с помощью тысяч ненужных трупов. «А что делать?» «Такое время было», «Иначе не победили бы». Вранье.
Победу отнимали еще много раз в течение долгих десятилетий, когда реальных фронтовиков подменили «ветераны», столько раз рассказывавшие лакированную версию войны, что они сами уже забыли, как было на самом деле.
И снова будут в школах произноситься уже совершенно девальвированные и пустые слова, только сегодня они приобретут новый, ужасный смысл, потому что с помощью разговоров о том, как Советский Союз отбивал агрессию, будут оправдывать сегодняшнюю агрессию России.
И это ужасно.
Это безнравственно.
Это очередное предательство памяти тех, кто погибал на войне, и тех, кому предстоит жить в военизированной, агрессивной стране, где по-прежнему человеческая жизнь ничего не стоит.
Мне кажется, сегодня лучше всего помолчать о войне. Просто помолчать. Не множить ужас. А если уж никак не получается молчать — почитайте отрывки из воспоминаний Николая Никулина. Или из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». И поговорите о ценности человеческой жизни.
Когда-то спектакль «Павшие и живые» в Театре на Таганке заканчивался словами «Двадцать миллионов погибли, чтобы мы жили достойно». Сегодня мы знаем, что на той войне погибло больше, чем двадцать миллионов. И с тех пор еще тысячи и тысячи погибали в никому не нужных войнах. Давайте попробуем, хотя бы вспоминая о войне, вести себя достойно.
Читайте еще
Избранное