Политика

Виктория Захарова

Cивицкий: «Россия проигрывает войну, которую она же и развязала»

Главные акценты после месяца войны и перспективы для Беларуси описал в интервью «Салідарнасці» сооснователь и директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий.

— Россия проигрывает войну, которую она же и развязала, — констатирует собеседник. — Практически все международное сообщество мобилизовалось вокруг поддержки Украины, причем речь идет не только о странах Запада, но и Азиатского-Тихоокеанского региона, включая Китай, который осуждает войну и действия России в ней.

Уже очевиден моральный проигрыш, проигрыш на поле боя, а вдобавок формируются предпосылки для политического проигрыша России, отмечает Арсений Сивицкий. Спустя всего месяц Кремль был вынужден существенно скорректировать свои первоначальные требования о «демилитаризации» и внеблоковом статусе Украины, ее «денацификации» и смены правящего режима, признании ЛДНР и Крыма и придании особого статуса русскому языку.

— С военной точки зрения Россия не может добиться того, чтобы Украина признала так называемые сепаратистские республики и отказалась от восстановления своей территориальной целостности в международно признанных границах. Украина выставляет собственные условия и не собирается идти на стратегические уступки, подписывая акт о капитуляции, на который, вероятно, рассчитывали в Кремле.

Параллельно, отмечает аналитик, происходит серьезная трансформация внутри самих российских элит: формируется оппозиция по отношению к войне, объединяющая системных либералов, технократов в правительстве и даже представителей силового блока.

А поскольку Путин не может позволить себе проиграть и из уст официальных лиц уже звучат заявления, мол, на кон поставлено само существование России (приравненной в данном случае к правителю), в ближайшие 1,5-2 месяца, считает Арсений Сивицкий, возможна эскалация на поле боя, массового применения оружия неизбирательного поражения, в том числе тактического ядерного оружия.

— В этом случае Кремль начнет все больше давить на белорусский режим и вероятность непосредственного участия белорусских войск в войне повышается?

— Думаю, этот сценарий вполне естественный, Кремль заинтересован в том, чтобы втянуть Беларусь в конфликт напрямую. Это связано как с отсутствием необходимых оперативных резервов, так и с тем, что для их восполнения Россия начала принуждать другие страны постсовестского пространства, особенно союзников по ОДКБ, к отправке вооруженных сил для участия в этом конфликте.

Если центральноазиатские страны успешно смогли противостоять этому давлению, то существует риск, что Армения будет вынуждена присоединиться к этой кампании, также перебрасываются подразделения из Южного Кавказа — самопровозглашенных Осетии и Абхазии.

И это лишь вопрос времени, когда Кремль принудит Беларусь к тому, чтобы наши войска в какой-то форме приняли участие в военной агрессии.

— Зависит ли что-то в этой ситуации от главнокомандующего и самой белорусской армии?

— Все зависит от действий военно-политического руководства. У Беларуси до сих пор сохраняется возможность выйти из этого конфликта и не нести все издержки как соучастника агрессии, от существенных санкционных ограничений до более серьезных последствий в виде международного трибунала.

Рациональный стратегический интерес Беларуси должен заключаться в том, чтобы не нести ответственность за войну, которую Россия развязала против Украины. Времени для выхода из этой позорной войны и минимизации последствий для себя и для будущих поколений остается не так уж много.

Для этого, перечисляет аналитик, нужно сделать ряд шагов по приведению военно-политической реальности в соответствие с белорусской Конституцией (обновленный ее вариант, напомним, отвергает возможность использования территории Беларуси для агрессии против третьих стран — С.):

  • сделать соответствующее заявление, зарегистрировав его в секретариате Генассамблеи ООН;
  • потребовать немедленного прекращения боевых действий с территории Беларуси и вывода российских войск;
  • установить особый международный режим контроля, который не позволит России и в будущем использовать белорусскую территорию для агрессии против стран;
  • для реализации предыдущего шага возможно развертывание международного миротворческого контингента ООН (донорами которго могут стать нейтральные страны и Китай) на белорусско-российской и белорусско-украинской границе.

— Хочу напомнить, что согласно первоначальным договоренностям российские войска должны были начать покидать территорию Беларуси сразу же после окончания совместных оперативный учений «Союзная решимость-2022», то есть 22 февраля, и об этом объявили не только белорусские дипломаты, но и представители российского военного ведомства, — отмечает собеседник «Салiдарнасцi». — Далее, согласно двухсторонней договорно-правовой базе, российский контингент в мирное время не может находиться на территории Беларуси более двух месяцев. Очевидно, что эти сроки уже были исчерпаны.

Наконец, самое важное — действия российского контингента нарушают белорусскую Конституцию, законодательство, в том числе договоренности военно-политической сфере в рамках Союзного государства. Можно вспомнить недавно принятую Союзную доктрину, которая утверждает белорусско-военный политический альянс как оборонный: он может быть задействован только в случае агрессии со стороны третьих стран, но никак не может выступать в роли агрессора.

Все это говорит о том, что российские вооруженные силы, по сути, находятся на территории Беларуси не по воле белорусского руководства, а в одностороннем формате. Это является нарушением суверенитета и независимости Беларуси и с точки зрения международного права может быть интерпретировано уже как агрессия против нашей страны.

Перенос украинско-российских переговоров из Беларуси в Турцию, по мнению аналитика, мало что меняет в ситуации: Беларусь в глазах международного сообщества уже не имеет нейтрального статуса и официально называется соучастником агрессии. А вот для Турции, которая рассматривается как один из возможных будущих гарантов безопасности, — это символический жест, подчеркивающий особый, союзный характер отношений с Украиной.

— В недавней экспертной дискуссии «Война в Украине: взгляд в будущее» вы сказали, что в ближайшие 2-3 месяца может произойти перелом в пользу Украины. Что это будет значить для Беларуси с точки зрения последствий?

— Победа Украины будет означать для нашей страны достаточно серьезные последствия с точки зрения издержек. Речь прежде всего о выплате компенсаций за разрушенную инфраструктуру, за какой-то моральный аспект.

И, конечно, поскольку речь идет о нарушении Россией гуманитарного права и права войны, а Беларусь этому не препятствует, то Беларусь будет привлечена к международному трибуналу. А это означает, что разгребать последствия и нести ответственность будет не только наше поколение, но, возможно, даже наши дети и внуки, как это было в случае с Нюрнбергским трибуналом.

Именно поэтому остро стоит необходимость, чтобы из страны, которая ассоциируется с агрессором, Беларусь изменила свой статус и стала восприниматься как государство, которое было вовлечено в военный конфликт не по своей воле.

Впрочем, до «железного занавеса», полагает Арсений Сивицкий, дело не дойдет — просто потому, что у России, сильно интегрированной в мировую экономику, не хватит комплексной мощи для существования в условиях полной изоляции.

Но чем дольше затягивается конфликт, тем на большие уступки Кремль вынужден будет пойти и тем большие издержки понесет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(85)