Общество

Марина Михайлова

Что не так с фестивалем «Лістапад», или Кино со многими неизвестными

Во что выльется очередная попытка имитации единства в Беларуси.

Стартующий 20 ноября Минский международный кинофестиваль «Лістапад», неуклюже «отжатый» в пользу «Беларусьфильма» у Центра визуальных и исполнительских искусств «Арт Корпорейшн» (организацию, проводившую кинофестиваль 11 лет, ликвидировали несколько месяцев назад по решению властей) – очередное подтверждение того, чем может обернуться дело, когда за него берутся белорусские власти.

Начать с того, что фестиваль лишился аккредитации в FIAPF — Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров. И хотя глава федерации Луис Альберто Скалело высказался дипломатично и обтекаемо – мол, причина в том, что принятые белорусской дирекцией изменения «могут иметь последствия в экосистемах других фестивалей», это как раз тот случай, когда все и всё прекрасно поняли.

А для минского кинофестиваля приостановка, а в перспективе утрата доступа в ведущую международную организацию, под эгидой которой проходят более 45 престижных мировых фестивалей, включая Каннский и Берлинский, – такое себе достижение.

Ладно бы аккредитация – демонстрируя собственную крепость и несгибаемость, просчитывать последствия и перспективы государственные мужи не больно-то умеют. Но. Коль скоро фестиваль забрали у нелояльной частной организации (тем более, после длинной паузы – внезапной отмены мероприятия в прошлом году), значит, организовать его нужно на образцово высоком уровне и провести без сучка и задоринки. Так, чтобы даже ярые скептики признали – у государства выходит лучше.

Владимир Карачевский, гендиректор студии «Беларусьфильм», на пресс-конференции фестиваля. Фото listapad.org

27-й (ой, как символично) Минский международный кинофестиваль «Лістапад» пройдет под слоганом «Кино – симфония единства». О чем с должным пафосом сообщил бывший министр культуры, и уже почти четыре года как глава «Беларусьфильма» Владимир Карачевский в начале ноября. Далее – цитата по БЕЛТА:

– Мы заявляем о том, что Беларусь – открытая для сотрудничества страна. И культура поможет наладить контакты. Мы надеемся, что кино будет тем мостиком для человеческих душ, который объединит людей со всего мира в едином порыве сохранить землю, даст возможность задуматься над тем, что можем потерять, если будем делать все для разрушения отношений.

На этом месте полагалось бы пустить обильные слезы умиления. Но, в отличие от нового худрука уничтоженного властями Купаловского театра Ольги Нефедовой, поплакать по заказу получается не у каждого. Разве что вспомнить десятки репрессированных, уволенных по политическим мотивам, арестованных или выдавленных из страны деятелей культуры, и криво улыбнуться, оценивая степень «открытости для сотрудничества» с кем бы то ни было белорусских властей.

Новая дирекция, как было заявлено, провела колоссальную работу. В результате сих титанических усилий фестиваль пережил ребрендинг и обрел новый сайт, эмблему и главный приз, который стал вообще не статуэткой (не важно, зачем, лишь бы не было «как у этих раньше»).

Много лет на логотипе был узнаваемый профиль-листок. Фото listapad.com

Новый логотип на новом сайте. Фото listapad.org

А еще он сдвинулся по времени с конца октября-начала ноября, то есть времени школьных каникул, почти на месяц вперед.

Кроме того, из программы фестиваля напрочь исчезло одно из главных событий – конкурс национального кино. О судьбе национального кинопроекта «Купала», который больше года лежит где-то в недрах киностудии, неловко даже спрашивать. Но журналисты спросили – и услышали от директора «Беларусьфильма», что ответить ему нечего.

Приза зрительских симпатий, бывшего отличительной «фишкой» минского кинофестиваля, нынче в принципе нет. Зато сохранится специальный приз от Лукашенко – «За гуманизм и духовность в кино» и, например, специальный приз Мингорисполкома.

Также остались конкурсы игрового и документального кино, детско-юношеский «Лістападзік» и молодежный «Кино молодых», плюс внеконкурсная программа. И все это, похвалили сами себя организаторы и подрядчики, вызвало огромный интерес «не только стран соцлагеря, но и всего мира» – дирекция получила 273 заявки из 54 стран. Правда, к участию допустили лишь 99 фильмов из почти 30 стран Европы, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Оценивать игровое кино будет режиссер Ренат Давлетьяров, документальное – директор телеканала «Беларусь 3» Наталья Маринова, «Кино молодых» – российский сценарист, режиссер и продюсер Алексей Тельнов, а «Лістападзік» – актриса, вице-президент фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок» Ирина Шевчук, заменившая среди судей режиссера из Узбекистана Юсупа Разыкова.

И еще интересная деталь: в состав жюри главного конкурса игрового кино  вошли кинематографисты из России, Беларуси, Сербии и Китая – такой вот  «открытый  для сотрудничества, несмотря на санкции» минский формат.

Кадры из фильма «Купала», который белорусы вновь не увидят. Фото belarusfilm.by

Несмотря на, прямо скажем, невысокие цены на билеты, от 4 до 8 рублей, судя по сайту минского «Киновидеопроката», желающих посмотреть картины «Лістапада-2021» не штурмуют кассы. На 21-24 ноября в кинотеатре «Беларусь» конкурсные показы свободны на 2/3, а в «Доме кино» на один из фильмов продано всего менее десятка билетов.

Похожая ситуация с документальным и игровым кино в «Центральном» – и это с учетом шахматной рассадки. А вот на большинство показов «Лістападзіка» все билеты уже разобраны.

В главном конкурсе кинофестиваля, к слову, представлены художественные фильмы производства Германии и Австрии, Китая, России, Болгарии, Франции и Бельгии, Ирана и Франции, Македонии и Косово, Венгрии и Румынии, Казахстана, Венесуэлы, даже коллаборации Ливана-Франции-Катара-Германии и Индонезии-Франции-Сингапура-Австралии, но – нет ни одного белорусского фильма.

Зато в программе есть несколько иных любопытных моментов. Например, широко разрекламированная организаторами «новая работа обладателя трех премий Оскар Оливера Стоуна» – это документальный фильм «Qazaq. История золотого человека», основанный на интервью первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, «коллеги, учителя и друга» белорусского правителя.

Во внеконкурсной программе покажут драму «Китайские доктора» – о самоотдаче и подвиге врачей в Ухане во время первой в мире вспышки коронавируса. Говорят, фильм долго был лидером китайского проката. Интересно, расскажут ли его создателям о том, что в Минске арт-проект, посвященных их белорусским коллегам «Машина дышит, а я нет», власти моментально закрыли, а организаторов – арестовали?

Открытием «Лістападзіка» станет «полноценный национальный продукт» — мультфильм-мюзикл «Звезды седьмого неба» в пяти частях, созданный, между прочим, за пять лет по произведению Геннадия Давыдько – бывшего председателя «Лістапада» и действующего главы провластной организации «Белая Русь».

Кадр из анимационного мюзикла «Звезды седьмого неба». Фото belarusfilm.by

А на открытии «Лістапада-2021» покажут германо-австрийскую драму «Королевская игра» Филиппа Штёльцля – вольную экранизацию «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга, рассказ о временах нацистской Германии, об испытании крепости духа, психологических пытках, битве между рассудком и безумием.

И это настолько жутко актуально для сегодняшней Беларуси, что невольно задаешься вопросом: случаен ли выбор картины или кто-то в глубине минкультовских лабиринтов подмигивает из кафкианской реальности?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.6(24)