Здесь в части экспорта по-прежнему сказывается эффект пусть не полноценного, но восстановления калийного и нефтяного экспорта. Однако, если смотреть данные помесячно, становится очевидным, что положительный эффект восстановления сокращается.
«Через Беларусь, вероятно, идет столько серого импорта на российский рынок, что это подрывает позиции беларусских товаров»
Нашы грошы — о том, что происходит с внешней торговлей.
— На тему того, что сейчас происходит с внешней торговлей, возникает множество спекуляций, причем оценки очень сильно разнятся: кто-то говорит об интенсивном восстановлении, другие, наоборот — о полном провале. Однако, если взглянуть на цифры чуть более пристально и углубиться в тему, то можно разобраться и увидеть много интересного.
Немного теории: основную часть внешней торговли составляет торговля товарами, которые делятся на инвестиционные, промежуточные и потребительские. Инвестиционные товары — это оборудование, промежуточные — сырье и материалы, а потребительские — все то, что мы с вами видим на полках в магазинах.
О том, как за год поменялась динамика внешней торговли по каждой из этих групп, мы уже не раз говорили ранее. Недавно были опубликованы данные за первое полугодие.
Основной объем товаров, которые закупает или продает во вне беларусская экономика, представлен промежуточными товарами (сырье и материалы).
По данным Белстата, за январь-июнь 2023 года объем экспорта товаров этой категории вырос на 8,1%, а импорт на 4,7%. При этом покупка зарубежного сырья и разного рода комплектующих на $2,1 млрд превосходит беларусский экспорт аналогичных товаров.
Кроме того, в данных об экспорте за первое полугодие 2023 года любопытно еще два момента.
Во-первых, экспорт инвестиционных товаров в июне оказался на 4% ниже аналогичного годом ранее. Из этого следует, что наиболее технологичная часть беларусского экспорта, по всей видимости, столкнулась со своим потолком на российском рынке.
Там сейчас значительно большее влияние будет иметь Китай и прочие зарубежные страны, которые могут предложить нечто большее, чем беларусский модернизированный аналог советских разработок.
Во-вторых, прирост экспорта беларусских потребительских товаров сокращается при все еще высоких значениях роста импорта. Переводя с экономического на человеческий, это значит, что через Беларусь, вероятно, идет столько серого импорта на российский рынок, что это подрывает позиции беларусских товаров.
Читайте еще
Избранное