Общество

Валерия Перепелкина

Чем обернется война режима с «неугодными» студентами и преподавателями

Как гордые «хозяева родной земли» становятся политзаключенными.

Интеллект — это не только про начитанность и количество высших образований, но и про умение критически мыслить, задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения. Власти Беларуси однако вряд ли с этим согласятся.

За 27 лет правления Лукашенко студенты неоднократно попадали под государственную репрессивную машину. Одной из первых масштабных расправ стало массовое преследование и исключение учащихся из университетов после президентских выборов 2006 года. Тогда отчисленных было столько, что соседняя Польша специально создала для репрессированных студентов «программу Калиновского».

В настоящее время репрессии против студенческого общества достигли пика. «Я твердо верю, что вы и только вы будете хозяевами родной земли, что, где бы ни оказались, будете с гордостью говорить: «Я белорус!»  — заявил Александр Лукашенко на встрече со студентами 29 января 2021 года. Во время этого разговора правителя с молодежью уже десятки белорусских студентов находились за решеткой по политически мотивированным делам.

30 сентября 2020-го. Пятый корпус ГГУ им. Ф.Скорины. В очередной день одиночных и массовых протестов студентов администрация огородила ступени перед входом в здание. Архивное фото

Все началось 1 сентября 2020 года, когда десятки тысяч молодых людей вышли на улицы страны с требованием остановить насилие и провести честные выборы. Реакцией на мирные марши стала вереница профилактических бесед, выговоров, угроз, исключений и арестов.

Если у подопечного белорусской системы образования, не дай бог, появилось свое мнение, отличное от «политики партии», все его заслуги и победы мигом забываются. Когда-то будущие «хозяева родной земли» враз становятся «врагами государства и нацбезопасности». Все академические успехи нивелируются, экзамены вдруг сдаются очень плохо, а внезапно большое количество пропусков позволяет отчислить студента без зазрения совести.

Яркий пример такой расправы — победитель республиканских олимпиад по химии и четырехкратный стипендиат президентского фонда Артем Боярский.

Он осудил насилие со стороны государства и публично отказался от стипендии. В декабре 2021 года молодого человека признали виновным по двум уголовным статьям и приговорили к 5 годам колонии усиленного режима.

Кроме того, уже бывший студент химфака рассказывал об избиениях силовиками, а на днях он сообщил об ухудшении здоровья в колонии и об отсутствии соответствующей медицинской помощи. Что это, если не месть за позицию?

По словам секретаря внешних связей «Задзіночання беларускіх студэнтаў» (ЗБС) Дарьи Рублевской, молодежь не собирается останавливаться. Собеседница «Салiдарнасцi» озвучила, что их проекты вырастают из простого сопротивления режиму в реально организованные сообщества студенческого самоуправления:

— Мы адбудоўваем структуру і дэмакратычныя сувязі ў ёй, узмацняем нашыя супольнасці, падтрымліваем ініцыятыўныя групы, развіваем студэнцкіх лідараў, плануем дзейнасць на 2022 год. Нашыя актывісты і актывісткі раскіданыя па свеце праз вымушаную эміграцыю, частка безумоўна застаецца ў краіне.

Ёсць тыя, хто застаюцца ва ўніверсітэтах і займаюць пазіцыі так званых партызанаў. Ёсць тыя, хто застаюцца ў Беларусі ў межах крымінальнага зняволення. Але і тыя, і іншыя ў прамым сэнсе закладнікі рэжыму, якія кожны дзень вымушана знаходзіцца пад моцным эмацыйным ціскам і рызыкамі для фізічнай бяспекі. Пытанні бяспекі зараз для нас адны з вызначальнейшых.

Безумоўна, актыўнасць узімку 2021-га непараўнальна з актыўнасцю ўвосень 2020 года. Але варта памятаць, што студэнцтва было той сацыяльнай групай, якая да апошняга трымалася лозунга «Кожны дзень», выходзячы на розныя віды і фарматы пратэсту ва ўніверсітэтах, робячы самастойныя акцыі і далучаючыся да агульна палітычных нагодаў («Народны ультыматум», напрыклад).

Именно после такой активности и вовлеченности в ноябре 2020 года силовикам потребовалась целая спецоперация для задержания активистов студенческих инициативных групп и стачкомов.

По уже печально известному «делу студентов» за решеткой оказались 12 человек: десять студентов (некоторые из них на момент оглашения приговоров были отчислены), выпускница медуниверситета и активистка Алана Гебремариам и преподаватель БГУИР Ольга Филатченкова.

Через мясорубку репрессий прошли и множество других педагогов. Из громкого — в 2020 году лучшая в стране преподавательница итальянского языка Наталья Дулина была уволена из МГЛУ, а также осуждена на 14 суток по тогда еще статье 23.34. Из последнего — 14 декабря за сотрудницей БГУ Ксенией Мартуль силовики пришли прямо на занятия. Сейчас она отбывает наказание в 15 суток на Окрестина.

Бывший старший преподаватель кафедры криминалистики юрфака БГУ и представитель Свободного профсоюза сотрудников БГУ Ярослав Кот уверен, что государство пилит сук, на котором сидит:

— Необходимо будет каким-то образом привлекать специалистов. По данным нашего свободного профсоюза, только за декабрь около 70 преподавателей БГУ потеряли свою работу. Очень тяжело заполнить эти бреши. Никто сюда не поедет, даже из соседней России.

Мы изолировались в плане науки, идеологическая составляющая в приоритете, конечно же. Образование превращается в небольшую пирамидку идеологов, уничтожается понятие права, система юстиции.

Уже много лет на юрфаке упразднена юридическая этика. Будущим специалистам не объясняют, что такое справедливость, честь, достоинство, свобода, добро, зло и даже совесть.

Студенты больше узнают и большему смогут научиться, если уедут из страны. Отток молодежи заметен уже сейчас: в 2021 году был зафиксирован рекордный недобор в высших учебных заведениях Беларуси. В уходящем году в вузы планировали принять 55 тысяч человек, а набрали чуть более 48 тысяч. Около 500 мест для обучения за счет бюджета остались вакантными даже после объявления дополнительного набора. Для сравнения: в 2019 оставалось 86 свободных мест, а в 2020 — 192.

— Недаборы — не нейкая падзея, якая існуе ў вакууме — гэта адлюстраванне агульнай дэградацыі сістэмы вышэйшай адукацыі. Зараз універсітэты пазбавіліся таленавітых і смелых выкладчыкаў, многія выбітныя маладзёны былі адлічаны.

Навучальная праграма насычаецца дзяржаўнымі прапагандысцкімі блокамі, замежныя ўніверсітэты прыпыняюць партнёрства праз рэпрэсіўную палітыку беларускіх навучальных устаноў у дачыненні акадэмічнай супольнасці. Крок за крокам мы ляцім у бездань «дзяржаўна правільнага», але абсалютна непатрэбнага дыплома, — говорит секретарь внешних связей ЗБС Дарья Рублевская.

Ярослав Кот полагает, что наборы во многие белорусские вузы наверняка сократятся или даже закроются:

— Абитуриенты будут стараться попасть в более престижные из них: БГУ, БГЭУ. Эти университеты, наверное, пострадают в последнюю очередь.

По мнению собеседника «Салiдарнасцi», бюджетные места будут терять свою популярность, в том числе из-за обязательного распределения и отработок. Поэтому можно прогнозировать нехватку платных мест.

В частности, в тот же педагогический университет. Казалось бы, эта профессия должна быть уважаемой. Однако в нашей стране система создана такая, что самые авторитетные сферы — здравоохранение и образование — самые зажатые, контролируемые, низкооплачиваемые и недооцененные.

Из всего этого блещет только одна перспектива: система наконец-то рухнет, и мы начнем все воссоздавать снова.

После президентской кампании 2020 года сотни белорусских студентов выехали в Польшу и другие страны Евросоюза. К уже существующей 15 лет программе Калиновского добавилось множество других образовательных возможностей для репрессированной молодежи.

Правитель же студентам и школьникам, учащимся за пределами Беларуси, предложил там и оставаться: «Им далеко до нашего образования. Там промывают мозги и забрасывают к нам как агентуру, это уже идейные если не враги, то противники нашего государства».

Пока режим продолжает поиск врагов, страну покидают будущие специалисты и профессиональные педагоги, которых и так не хватало. И совсем не похоже, чтобы это волновало кого-то «наверху».

По данным Честного университета, на конец 2021 года 38 студентов и один преподаватель признаны политзаключенными.

Очевидно, что и здесь власти копают себе глубокую яму. Вопрос лишь в том, как долго это может продлиться, и сколько еще невиновным и талантливым людям, выступавшим против насилия и за честные выборы, быть заложниками этой системы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(87)