Бывший следователь: «Власть держится за счет силовых структур, которым щедро платит. Скоро деньги закончатся»
Олег Волчек дал оценку действиям силовиков на акциях протеста. И объяснил, стоит ли убегать, если за тобой гонится ОМОН.
— В данном случае то, что происходит в Минске при задержаниях, я считаю однозначным превышением служебных полномочий, — сказал в экспресс-комментарии «Салідарнасці» руководитель организации «Правовая помощь населению», бывший следователь прокуратуры Олег Волчек.
Объясняя свою позицию, собеседник ссылается на закон «Об органах внутренних дел», в котором четко прописаны условия применения физической силы и спецсредств.
— Первое: при задержании сотрудники должны быть в форме, обязаны представиться и разъяснить гражданам их права.
Второе: применение физической силы и спецсредств запрещено в отношении женщин, детей, подростков, пожилых людей.
Третье: есть инструкция по применению резиновой дубинки. Удары нельзя наносить в жизненно важные органы, голову, область сердца, печени и другие.
Силовики бьют куда попало, что приводит к тяжелым травмам. Вчера (23 сентября) один из пострадавших получил серьезную травму головы, — говорит правозащитник.
Олег Волчек подчеркивает, что закон позволяет правоохранителям применять физическую силу или спецсредства только в том случае, если им самим угрожает опасность.
— Но мы видим на видео, что именно они бегут и нападают, бьют лежачих, тех, кто не сопротивляется. Им при этом совершенно ничего не угрожает.
Следует учитывать и то, что любой протест имеет право требовать защиту своих прав. Во всех странах полицейские начинают атаковать тогда, когда видят неправомерные угрожающие им и окружающим действия, например, поджоги, погромы. Это никак нельзя соотнести с нашей самой культурной революцией, — уверен Олег Волчек.
По его данным, в Беларуси за полтора месяца протестов после президентских выборов более 13 тысяч человек были привлечены к административной ответственности.
— К этой цифре нужно добавить массу людей, которые к нам обращаются в связи с тем, что их задерживали на 10-12 часов, а потом отпускали без протоколов. Это еще порядка 5-6 тысяч человек.
Правозащитник считает, что в условиях, когда фактически не реализуются права защиты и свобод граждан, в случае столкновения с силовыми структурами во время акций протеста лучше попытаться убежать.
— Из способов защиты самое простое — убегать, менять направление маршрута и, если не удалось убежать, пытаться уклоняться от ударов. Да, некоторые советуют не бежать, но я не сторонник тактики «стоять и ждать», потому что было достаточно случаев, когда люди просто стояли на остановке, и на них бежали и забирали, — считает Олег Волчек.
Он констатирует, что в стране, где все перестали выполнять функции по защите граждан и общества в целом, произошла деградация правоохранительных органов.
— Надо писать жалобы прокурору и в Следственный комитет, хотя люди уже не верят и этим органам.
Очевидно, что власть держится только за счет силовых структур, которым щедро платит. Это огромные деньги, и они скоро закончатся.
Да, пока силовики консолидированы, но рано или поздно все равно их прорвет. И куда им тогда бежать, кто их укроет? Затраты на переезд их семей им не оплатит никто, — говорит эксперт.
23 сентября вечером в ряде городов Беларуси прошли массовые акции протеста после инаугурации Александра Лукашенко. В результате жестких разгонов сотни человек получили травмы, некоторых доставили в больницы.
По данным МВД Беларуси, 364 человека были задержаны в день инаугурации Александра Лукашенко (из них в Минске – 252). 320 человек находятся в ИВС до суда.
Читайте еще
Избранное