Комментарии
Александр КЛАСКОВСКИЙ, naviny.by

Беларусь Кремлю не по зубам

И через десять лет Беларусь в плане геополитическом, скорее всего, останется в ситуации «зависания между двумя стульями». Такой прогноз дал на конференции «Будущее Беларуси», проходившей в Вильнюсе 25-26 мая, аналитик Финского института международных отношений Аркадий Мошес.

Сможет ли Москва поглотить Беларусь в рамках проекта евразийской интеграции? Отвечая на этот вопрос вашего покорного слуги, известный эксперт из Хельсинки оказался в большей степени оптимистом, нежели иные из внутренних борцов против режима Лукашенко.

По мнению Аркадия Мошеса, Кремль уже упустил оптимальное время для постсоветского «собирания земель». Теперь и деньги не те, и от амбиций на глобальную роль мало чего осталось: де-факто Россия ныне претендует лишь на статус региональной державы.

Замечу: таких претензий тоже вполне достаточно, чтобы как у нынешнего руководства Беларуси, так и у его оппонентов сердце было не на месте.

На российской игле

Самый печальный вывод: будущее Беларуси будет в большей степени определяться внешними игроками, чем процессами внутри страны. Эксперты в своих прогнозах нагромождали условные наклонения, которые касались в основном России: мол, если Москва сделает то-то и то-то, синеокую республику ждет вот такой поворот сюжета. А если не сделает — будет совсем другой коленкор.

Так, политический аналитик Юрий Дракохруст подчеркнул: для состояния умов белорусского социума в ближайшие пять лет ключевым фактором станет судьба Евразийского союза. Если этот проект будет воплощен в жизнь, неизбежен рост пророссийских настроений. Если же проект «столкнется с конфликтами, противодействием Минска, если его постигнет судьба союзного государства Беларуси и России», то пророссийские настроения пойдут вниз, усилятся проевропейские устремления.

Со своей стороны, Аркадий Мошес отметил: у России нет «мягкой силы». Нет той мощной идеи, ради которой соседние страны готовы были бы оставаться с Москвой «и в горе и в радости».

Добавлю: партнеры банально ждут от Кремля коврижек. Объемом льгот определяется и степень лояльности. Перед белорусскими властями, при том что гайки в стране закручены туго, стоит задача повышать уровень жизни населения. Разрыв в заработках с соседними странами все более вопиющ: уже в три-четыре раза. Прежняя модель белорусского рая а-ля брежневский совок иссякает. На реформах же белорусское руководство клинит.

И пряников сладких всегда не хватает на всех

Тем временем после периода застоя «белорусское общество постепенно входит в новое состояние дискомфорта», заявил на конференции минский политолог Сергей Николюк. По его прогнозу, пробуждение общества будет связано с тем, что властям все труднее обеспечивать приемлемый уровень жизни, так как белорусская модель слишком зависит от российских дотаций.

С одной стороны, Россия вынуждена давать пряники, чтобы Минск и дальше втягивался в путинский проект Евразийского союза. С другой стороны, за каждый скормленный витамин Москва выкатывает неслабый счет, понуждает к уступкам в плане приватизации и делегирования полномочий. Что напрягает привыкшего всем распоряжаться единолично Александра Лукашенко.

По мнению аналитика Белорусского института стратегических исследований Дениса Мельянцова, под давлением российского фактора в ближайшее десятилетие Минск будет все же потихонечку дрейфовать в сторону Европы. И, возможно, даже заключит с Брюсселем соглашение о партнерстве.

Африканизация белорусского вопроса

Однако те, кто уповает на ЕС в плане свержения диктатуры, могут расслабиться. Аркадий Мошес считает, что Брюсселю ныне не то что до белорусского вопроса — вообще не до внешней политики. В лучшем случае к парадигме расширения Евросоюз вернется лет через десять.

Проблема в том, что будет к тому времени с синеокой республикой. По прогнозу Мошеса, сама Россия может «пойти вразнос». Тогда в Беларуси возникнет «эффект отторжения от России». СМИ снова станут рисовать восточную соседку черными красками. Со своей стороны, Брюссель спохватится, как бы не получить с непредсказуемой коллапсирующей Россией границу по Западному Бугу. Естественно, лучше иметь эдакий файервол между Оршей и Смоленском.

Вот тогда может развернуться реальная борьба за белорусский плацдарм. Ну а пока — «Восточное партнерство» провалилось, недавно же предложенный Брюсселем «Диалог о модернизации Беларуси» — скорее для блезира. По мнению Мельянцова, «сейчас происходит, с позволения сказать, африканизация белорусского вопроса, когда он отходит для Брюсселя на второй-третий-четвертый план».

Никто не даст нам избавленья

Короче, никто не даст нам избавленья. Есть ли у внутренних противников режима шанс добиться освобожденья своею собственной рукой?

Ныне, как следовало из обильно использовавшейся на конференции социологической цифири (прежде всего НИСЭПИ и «Новака»), население отнюдь не рвется на баррикады. Уровень страха в обществе нарастает. Многие не верят ни власти, ни оппозиции.

Но при этом эксперты в основном не разделяют упования на некий переходный совет в изгнании, способный-де в короткие сроки создать реальную альтернативу и в итоге свалить режим. Масла в огонь дискуссии о несущем революционные перемены заграничном центре (теневом правительстве, фронте национального возрождения) недавно подлили, как известно, эмигрировавший в Германию отставной полковник спецназа Владимир Бородач и глава литовской дипломатии Аудронис Ажубалис.

На конференции в Вильнюсе главный редактор журнала Arche Валер Булгаков отметил: для такого проекта в белорусском случае нет предпосылок, ведь обычно переходные советы создаются с прицелом на некий вариант интервенции.

Основные доводы критиков сводились к тому, что в итоге раскол и маргинализация белорусской оппозиции только усилятся, а режим получит лишнее подтверждение своим пропагандистским тезисам насчет «пятой колонны», мечтающей-де ввергнуть страну в хаос и продать западным покровителям.

Иного пути, кроме кропотливой работы с электоратом внутри страны, у сторонников демократических перемен нет, убеждена лидер гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач.

При этом аналитики видят пользу от зарубежного центра поддержки с сервисными функциями. А эксперт Польского института международных дел Анна Мария Дынер подчеркнула, что Европе следует упрощать механизмы помощи белорусской демократии. В частности, чтобы в меньшей степени подвергать реципиентов риску.

Капля камень точит

Итак, что же в сухом остатке? Российская угроза белорусской независимости не высосана из пальца, но и не фатальна. Европа не готова драться за Беларусь. В частности, и потому, что на фоне отчаянной борьбы горстки пассионариев не готова отстаивать право «людьми зваться» масса самих ворчащих по кухням белорусов. В такой ситуации никакие зарубежные революционные штабы страну не изменят.

При этом не стоит кивать на якобы патологическую трусость белорусов. Как подчеркнул Сергей Николюк, «не общество выходит на площадь и расшатывает власть, а напротив, сначала власть расшатывается, а потом общество выходит на площадь». Наивно уповать на массовые выступления против имеющего ресурс, консолидированного режима. Камикадзе — не самое востребованное амплуа.

Вопрос в ресурсе режима. Он истощается. Второй фактор можно обозначить так: капля камень точит. Не все разделили оптимизм лидера независимых профсоюзов Александра Ярошука, спрогнозировавшего на вильнюсской конференции, что «агония режима» протянется не дольше чем до 2015 года. Но в том, что исторических шансов у этой модели нет, были солидарны все.

Вильнюс — Минск

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)