Анатолий Байдачный: «Притирка у нас женой началась спустя 30 лет семейной жизни»

Их история любви и спустя 36 лет бурлит страстями - не соскучишься! Легендарный футбольный тренер рассказал о семейных ссорах, деньгах и о том, что нужно позволять любимой женщине.

Даже после недавней операции на сердце Анатолий Николаевич рвется в бой и отстаивает свою точку зрения до конца. Правда, во многом пересмотрел отношение к жизни и семье.

- Анатолий Николаевич, глядя на вашу биографию, кажется, что вы этакий баловень судьбы: в 19 лет стали богатым и знаменитым футболистом московского «Динамо», вам покровительствовал сам Машеров, а невесту какую отхватили! С папой - руководителем Могилевского обкома партии - жившим в резиденции да с охраной…

- А вы посмотрите на другую сторону медали: за мою жизнь у меня два перелома рук, разрыв крестообразных связок и два мениска коленей. Плюс в начале нынешнего года я перенес шунтирование. Какой уж тут баловень!- переходит в контратаку Байдачный, встречая меня в ресторане «Ямайка», который принадлежит его сыну. - Все, чего я достиг, давалось огромным трудом. Я много тренировался, был талантливым футболистом. Даже попав в элитное московское «Динамо», где играли лучшие футболисты мира, я постоянно боролся за выживание!

Анатолий Байдачный с женой и сыном (фото из семейного архива)

Анатолий Николаевич рассказывает про голодное подмосковное детство, про происки судьбы, но даже сейчас, в 60, улыбается, как подросток, и отлично выглядит: сбросил лишние кило, свеж и подтянут. Хоть сегодня в космос!

- Да с меня еще повязку не сняли, - и тренер приоткрывает ворот рубашки, из-под которой виднеется корсет на груди. В начале года Байдачного прооперировали в Литве, в той же клинике, где до этого находился гендиректор БАТЭ Анатолий Капский.

- Условия и врачи там прекрасные, как в Германии, но и цены такие же, - улыбается Анатолий Николаевич, поясняя, что до этого был здоров как бык - ни одной операции, не считая издержек профессии. - Сердце у меня никогда не болело, я даже не знал, где оно находится. Ну, руку слегка потягивало. Поэтому, когда обнаружили проблему, я не поверил. Решил - съезжу, обследуюсь.

Анатолий Байдачный уверен, что мужчина должен выполнять любую финансовую женскую прихоть

Оказалось, что две трети сердца у меня не работало, и я мог умереть в любой момент. Артерия одного предсердия была забита на 90%, другого - почти на 50%. Повезло, что благодаря футболу у меня очень сильная сердечная мышца...

«Вы, белоруски, слишком любите командовать!»

- А ведь я до последнего спортом занимался, кроссы бегал. Конечно, виноваты стрессы, нагрузки, больше всего это связано с моей работой. Но накапливалось постепенно. Хорошо еще, что операция должна была длиться пять часов, а в итоге прошла за два часа пятьдесят минут. Меня через полтора суток перевели из реанимации в палату. И знаете, это правда, что в такие моменты жизнь переворачивается с ног на голову: начинаешь по-другому смотреть на солнце, друзей, семью. На жену и сына, которые были рядом со мной в клинике...

Я сочувственно киваю, осторожно интересуясь, что, наверное, супруга теперь пылинки сдувает, бережет, жалеет.

- Да что вы, моя жена может жалеть только внуков! - смеется Байдачный. - Первым делом после реанимации сказала: «Давай, быстренько поднимайся, чего лежишь, работать нужно!» Она знает, что без дела, в покое, я долго не протяну, энергия ведь бьет через край…

Супруги уже 36 лет вместе, но только сейчас по-настоящему притираются друг к другу, будто молодожены.

- До этого ведь как было? Постоянные сборы, соревнования, разъезды. Когда тренировал сборную Сирии, месяца три не был дома. Наверное, поэтому мы так долго вместе и прожили, оба ведь энергичные по натуре, даже взрывоопасные. Но наши постоянные встречи-разлуки усиливали накал страстей и оживляли отношения.

Серебряная свадьба Байдачных

Конечно, мы и сейчас ссоримся: положил не туда, взял не так…

Младший Байдачный, тоже Анатолий, подсаживается к нам за столик, и отец вдруг вспоминает свежую ситуацию, демонстрируя борьбу полов.

- Представляешь, купил вчера чипсы: дергал-дергал пакет - не открыть. Рванул сбоку, насыпал в ладонь, ну и оставил на столе. А утром мама мне всыпала: «Неужели не мог нормально открыть? Зачем разорвал неровно, не мог ножницами отрезать, они же засохнут!» Я не выдержал, вспылил: «Да на тебе денег, купи себе новые!..»

Знаете, женщины, чем старше становятся, тем с ними тяжелее! - вздыхает Анатолий Николаевич. - К тому же вы, белоруски, любите покомандовать - у вас свойство характера такое. В отличие от более лояльных русских женщин.

- А ты откуда знаешь? - осторожно интересуется сын, поясняя, что на самом деле родители друг друга стоят: - Да вы оба не уступаете…

Мы смеемся, а я диву даюсь, что такие страсти полыхают спустя 36 лет совместной жизни!

«Я хотел купить красавицу за кило черешни!»

Познакомились молодые в середине голодных 70-х, когда Анатолий уже был знаменитостью. Его узнавали, перед ним распахивались любые двери.

- Чем меня поразила Валентина? Тем, что была красивой изящной блондинкой с хорошими манерами и голубыми глазами. В общем, прямо как я! - смеется Анатолий Николаевич. - А еще тем, что не бросилась сразу ко мне в объятия, к чему я тогда уже привык. Я заинтересовался и решил ее поразить: отвел в модный ресторан в «Юбилейку» и заказал огромной черешни. А ведь дело было это в мае! Жена до сих пор смеется, вспоминая, что я хотел купить ее за кило черешни!

С женой, сыном, невесткой и внуком

Во время романтического путешествия в Ленинград советские администраторы, понятное дело, не захотели без штампа в паспорте селить молодых в один номер.

- Пришлось пойти за разрешением в милицию. Благо меня узнали и в виде исключения дали добро. Формально записав все же по разным номерам...

Свадьбу гуляли через полгода в Минске, хоть родители невесты пытались настоять на родном Могилеве.

Будущая теща была категорически против зятя-футболиста, желая дочери лучшей доли. И до последнего надеялась на грозную реакцию строгого мужа-партработника. Мол, вот только приди знакомиться, он-то тебе точно покажет кузькину мать!..

Но папа был на удивление благоразумен и маминых надежд не оправдал.

- Если любите друг друга - женитесь! - и достал из запасов бутылку дорогущего коньяка.

Зато через год теща стала главной болельщицей и поклонницей любимого зятя, посещая все матчи с его участием.

Когда у пары родился сын, Валентина уволилась и больше ни дня официально не работала.

- Но ведь ребенок быстро растет, не скучно было без дела энергичной супруге?

- А она все время путешествовала и до сих пор любит разъезжать по миру. Недавно вернулась из Лондона, куда отправилась посмотреть мюзикл, любит бывать в круизах по Средиземному морю, заезжая в разные города. То в Индонезию поедет, то в Таиланд. Она планирует маршрут - заказывает билеты, отели, экскурсии - и занимается его реализацией. Меня уже и не зовет, я все равно вечно занят.

- С таким подходом и доходом, наверное, вам непросто чем-то удивить супругу?

- Я понял, что люди к хорошему быстро привыкают и зачастую относятся к благам, как к должному, начиная ценить, только теряя. А знаете, что я еще заметил? Раньше жена у меня спрашивала: «Можно, я поеду в Лондон?» А сейчас ставит перед фактом: «Я еду (смеется)».

- А денег вам хватает?

- У нас их ровно столько, чтобы ни в чем себе не отказывать, но в то же время, чтобы не злить окружающих, как те олигархи, которых многие ненавидят.

- А куда тратите? Дачу, наверное, купили?

- Мы картошку не сажаем, зачем она нам?

- А друзей где принимаете?

- Так можно отель снять или ресторан, вопросов-то! Для летнего отдыха дом заграницей снимаем.

Может, мы еще молодые и не доросли до дачи. Недавно вот хотел купить квартиру возле гостиницы «Планета», в новой высотке, на 27-м этаже. А друг говорит: «Слушай, тебе уже пора к земле привыкать, а ты все в небо рвешься!..»

Мы любим устраивать разные праздники. Помню, день рождения жены праздновали в Париже, а 50-летие - в Дубае, в знаменитом отеле «Парус». Под водой, видя через стеклянную стену всех морских жителей. А мой юбилей отмечали в ресторане сына: собрали родственников, близких друзей. Жена сына была режиссером, они с внучками сочинили специальную песню про меня - пели все! Это и есть то настоящее, что запоминается.

«Жену воспитывать бесполезно!»

- А бывало, что вы говорили: «Дорогая, я все понимаю, но такие траты - это уж слишком!»

- Нет, я считаю, что мужчина должен зарабатывать и обеспечивать свою семью во всем. Жена знает, что мне нравится делать ей подарки, ей и подруги завидуют.

Я никогда не отступаю от своих решений, так меня воспитали. Почему люди разводятся? От слабохарактерности, когда при неудачах начинают искать недостатки друг в друге. А я считаю, что я один раз дал слово, когда женился, - значит так тому и быть. Хорошо мне или плохо, но это слово я буду держать до конца. Для меня это святое. Это жизнь, мы вместе уже столько лет, нужно и доживать вместе.

- А вы жену в свое время воспитывали?

- Бесполезно! Она своенравный человек, но какая есть - такая есть. Знал же, кого в жены беру. Мне многое в ней не нравилось, ей, наверное, во мне тоже. Но для этого и создавали семью, чтобы пережить все эти мелочи вместе.

- А что ж в вас может не нравиться: богатый, красивый, энергичный!

- Я же говорю: к хорошему быстро привыкаешь. Но я знаю, что жена мной дорожит: не дай бог куда-то исчезну. Любая женщина это прекрасно понимает. Поэтому все эти настроенческие женские кренделя - это напускное и эмоциональное.

- Ревность? - оживает Байдачный. - Жена никогда не подавала вида и по телефонам не лазала. Разве что в шутку. Я, бывает, на эмоциях разойдусь: мол, найду молодую и буду с ней жить! Жена в ответ лишь смеется…

И Анатолий Николаевич раскрывает секрет крепкого брака: «Побольше работать - тогда и ругаться будет некогда!»

- Когда долго засиживаюсь дома, начинаю нервничать, все вокруг раздражает. Мне скучно сидеть без дела. Да, врачи говорят: беречься. А где вы видели врача, который другое скажет? Ну, проживешь ты в покое на полгода дольше, а толку? Без удовольствия, драйва жизнь вряд ли будет интересной. И я вот думаю: меня сейчас починили, мотор подремонтировали - самое время в бой!

Анатолий Николаевич вспоминает самый сложный период - начало 90-х, когда развалился Советский Союз: ни тебе работы, ни денег. Плюс денежная реформа, которая уничтожила все сбережения.

- Мне было почти сорок, и я понял, что нужно начинать все сначала. И я благодарен судьбе, что меня пригласили тренером на Кипр. Поехали все вместе: я тренировал футболистов, сын заведовал маленьким ресторанчиком в спортзале, а жена помогала хозяйке конфетной фабрики. Был 92-й год, и многим нужно было учиться выживать. Я тогда пять лет безвылазно зарабатывал деньги за границей: на Кипре, в Сирии, в Кувейте.

Знаете, у нас хорошая крепкая семья. Что бы ни случалось по мелочам, когда происходит нечто глобальное, мы консолидируемся, и мы - единое целое. В такие моменты и начинаешь особенно ценить близких.

Вот некоторые дают стандартный совет: уступать и слушать друг друга. Это так, но я считаю, что надо быть ответственным и честным. Правда, если нет любви - лучше не мучиться. Хоть чувство на протяжении жизни меняется: от страстного до умеренного, до уважения друг к другу. Главное - быть честным и ответственным за то слово, которое ты когда-то дал.

ДОСЬЕ «КП»

Анатолий БАЙДАЧНЫЙ, 60 лет, футболист, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер БССР.

С 1969-го по 1974 год играл за московское «Динамо», в составе сборной СССР стал серебряным призером чемпионата Европы (1972 год).

Тренировал сборную Беларуси по футболу, грозненский «Терек», воронежский «Факел», «Ростов» и другие клубы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)