Политика
Александр Старикевич

20 марта

Александр Милинкевич заявил, что не будет снимать свою кандидатуру, «несмотря на то, что уже известно, сколько голосов кто получит». Будем надеяться, политик сможет предложить нечто лучшее, чем бойкот выборов.

Одна из главных бед белорусской оппозиции заключается в отсутствии стратегического мышления. Каждые президентские или парламентские выборы, каждый референдум рассматриваются ею как отдельно взятая политическая кампания. На случай поражения в ней предусмотрен, по существу, лишь один вариант: русское «авось». Авось на этот раз люди выйдут на улицы в достаточном количестве, чтобы свергнуть ненавистный режим, сфальсифицировавший результаты голосования. Но выходят, в лучшем случае, несколько тысяч, после чего политическая активность оппозиции резко затухает до следующей кампании.

Между тем, в наших условиях, когда действительно трудно ожидать, что Центризбирком присудит победу не Александру Лукашенко, а кому бы то ни было еще, демократам следовало бы, как минимум, рассматривать разные варианты действий. Пока аргументация Милинкевича, почему нужно «идти до конца», носит скорее эмоциональный («иначе люди нас не поймут»), нежели прагматический характер. Возможно, ему известно нечто неведомое автору этих строк, и это знание позволяет обоснованно надеяться на успех через неделю. Не исключено, что у Милинкевича имеется не афишируемый долгосрочный план, в котором 19 марта является необходимой ступенькой к победе. А если нет?

В своих выступлениях и интервью Александр Милинкевич часто говорит: «Беларусь пробуждается». Хотелось бы надеяться, что это действительно так. Но в любом случае процесс пробуждения займет некоторое время. Очень важно, чтобы очнувшаяся страна в тот момент, когда она только приоткрыла еще сонные глаза, не получила очередную дозу «партизанского наркоза»: удара дубиной по голове. Иначе можно надолго впасть в кому.

Опытный военачальник будет избегать решающего сражения в невыгодный для своей армии момент. Кутузова, который сдал Москву, но затем разбил французов, никто трусом сегодня не называет. Почему же белорусская оппозиция должна выходить на главный бой с Лукашенко тогда, когда это ему удобно? В случае неудачи все наработки нынешней кампании, скорее всего, рассыплются в прах. Так, может быть, существует иной вариант, позволяющий их сохранить и преумножить?

На самом деле, выгоду из этой предвыборной гонки извлечет тот политик, который уже сейчас четко представляет себе, что будет делать 20 марта (а также 21, 22 и т.д.) при разных вариантах развития событий. А чтобы план оказался успешным, самые прекрасные эмоциональные порывы должны уступить место холодному прагматичному расчету.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)