10 фактов о мобилизации. Кто, как и когда объявляет мобилизационный сбор и военное положение
Ключевые моменты соответствующего закона, которые касаются не только тех, кто пойдет воевать. Плюс — комментарий политолога.
После объявления в России «частичной» мобилизации многие белорусы задались вопросом, не ждет ли и нашу страну в скором времени та же участь. И хоть на самом верху звучат заверения, что «не будет никакой мобилизации, мол, это вранье», реальные действия властей дают повод для волнения.
Александр Лукашенко, еще до объявления мобилизации в России, обсудил с главой Совбеза Александром Вольфовичем новую концепцию национальной безопасности. На той встрече, среди прочего, прозвучало следующее:
— Ситуация очень серьезная. Я бы даже сказал опасная. И нам ни в коем случае нельзя упрощаться. Не надо ничего бояться. Надо нам поднять по тревоге какую-то воинскую часть по нормам военного времени, значит, надо. Надо отмобилизовать ее, чтобы мы видели, живы ли люди, которые приписаны к этой части, значит, надо ее отмобилизовать.
Отметим, что накануне Минобороны Беларуси объявило о внезапной проверке боевой мобилизационной готовности войсковой части, расположенной в Мачулищах. Проверка продлится месяц, за это время будут отработаны вопросы призыва и восстановления навыков военнообязанных, а также снятие с хранения военной и спецтехники с целью проверки ее боеготовности.
«Филин» изучил закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации». Предлагаем ключевые моменты, которые могут касаться не только тех, кому придется переодеться в военную форму.
Призыв на военную службу по мобилизации является исключительной мерой. Мобилизация — это комплекс мероприятий по переводу экономики страны и госорганов на работу в условиях военного времени.
На практике это означает огромнейший фронт работы — начиная с оценки готовности экономики страны, ее армии и военного резерва к мобилизации и переходу к условиям военного времени; продолжая подготовительными мероприятиями и планированием, и заканчивая переводом жизни страны в военное русло.
Кто, как и когда объявляет мобилизацию. Согласно закону, военное положение на территории Беларуси вводит глава государства — в случаях военной угрозы или нападения. Он же объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.
Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане в возрасте от 18 до 65 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.
Они обязаны являться по вызову на пункты оповещения и сбора военных комиссариатов, органов госбезопасности или в воинские части в период мобилизации и в военное время.
А также выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках, направлениях и распоряжениях военных комиссариатов, органов госбезопасности.
Что грозит уклонистам — уголовная ответственность: общественные работы, или штраф, или арест, или ограничение свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок.
Тем, кто решит избежать мобилизации путем членовредительства, симуляции болезней или подлога документов, грозит более суровое наказание: ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок.
Кто может рассчитывать на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации:
- забронированные в порядке, определяемом правительством;
- признанные временно негодными к военной службе в военное время по состоянию здоровья (на срок до шести месяцев);
- имеющие нетрудоспособных членов семьи, нуждающихся по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе и не находящихся на полном гособеспечении;
- имеющие на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет (военнообязанные женщины — одного ребенка), супруга — инвалида І группы;
- матери (отцы), в одиночку воспитывающие четырех и более детей в возрасте до восьми лет.
За мобилизацию заплатят все — даже те, кому не придется примерить военную форму. Во-первых, все расходы, связанные с переходом государства в режим военного времени, лягут на бюджет страны.
Кроме того, статья 11 закона обязывает граждан при необходимости предоставлять на военные нужды государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности.
В статье 13 отдельно прописаны условия исполнения военно-транспортной обязанности, которая распространяется не только на организации, но и на рядовых граждан: для обеспечения армии и специальных формирований у вас могут изъять личный автомобиль, микроавтобус или грузовик.
Важный момент: за возможный ущерб, причиненный изъятому у граждан транспорту, недвижимости и другому имуществу придется расплачиваться всем, так как компенсировать его будут за счет государственных средств.
Ограничение свободы перемещения — гражданам, состоящим на воинском учете, запрещается выезд с места жительства без разрешения военного комиссара, а военнообязанным, состоящим в запасе органов госбезопасности, — без разрешения начальника УКГБ.
И еще — в период мобилизации и в военное время граждан могут привлекать к выполнению работ «в целях обеспечения обороны и безопасности государства», а также зачислять в специальные формирования.
«Автократам закон не писан»
С момента вторжения в Украину российских войск белорусские власти имели больше полугода, чтобы подготовиться к возможной мобилизации. Есть ли признаки того, что в стране проводились скрытые мобилизационные мероприятия?
В комментарии Филину политолог Петр Рудковский подчеркнул, что авторитарные режимы не всегда придерживаются юридических процедур:
— В России мобилизацию начали проводить без подготовки, планирования и организации — буквально в тот самый день, в который она была объявлена. Хаос и бардак получился невероятный, недовольство населения резко выросло, но какая-то мобилизация все же идет.
Автократам закон не писан, поэтому при большом желании Лукашенко мог бы устроить похожее «мероприятие» для белорусского общества, считает эксперт. Но у него нет внутренннего мотива так поступать, все это может произойти только под влиянием сильного прессинга со стороны Кремля.
— Что касается «признаков» — за последние семь месяцев белорусский режим предпринял немало действий, имитирующих мобилизацию (учения, создание Южного оперативного командования, создание «народной милиции» и т. д.), — напоминает Рудковский. — Это, скорее всего, было сделано ради психологического воздействия на украинское руководство. Я не вижу признаков реальной военной или экономической мобилизации.
Однако с учетом того, что Путин (в каком-то смысле сюзерен Лукашенко) в разы повысил ставки, ситуация стала еще более непредсказуемой. Исключить военную мобилизацию в Беларуси на 100% невозможно, но ее вероятность я все же оцениваю как низкую.
Читайте еще
Избранное