Филин

Катерина Батлейка

Огорелышева: «Можно заставить женщину родить, но каким будет качество воспитания ребенка в нелюбимой семье?»

Гендерная экспертка и исследовательница прокомментировала Филину планы властей запретить аборты в частных медцентрах. И рассказала, как еще в нашей стране ограничивают доступ к прерыванию беременности.

Напомним, 21 января министр здравоохранения Александр Ходжаев заявил, что власти планируют запретить делать аборты в частных медцентрах.

В комментарии Филину гендерная экспертка Елена Огорелышева объяснила, что не так с этим решением.

— Это все печально. Государство ограничивает права женщин на свое тело и на то, становиться матерью или нет. К сожалению, Беларусь не первая страна, которая ограничивает доступ к абортам, — говорит Елена. — И на территории нашей страны такое уже было — в советское время был период, когда аборты были криминализированы.

Как показывает практика, это влияет не на увеличение рождаемости, а на увеличение смертности женщин, потому что большинство тех, кто принял решение сделать аборт, все-таки делают его, но уже подпольно, без должной медицинской помощи.

Елена Огорелышева. Фото: svaboda.org

— Печально, что беларуское государство использует механизмы, которые доказали свою неэффективность. В таком решении видится не желание реально изменить ситуацию, а в большей степени популизм, который к увеличению рождаемости не приведет. На практике на увеличение рождаемости влияет улучшение экономической и политической ситуации, стабильность (но не в понимании беларуского государства).

Экспертка отмечает, что данная мера будет не первой, которая ограничит доступ к абортам. Например, каждый год проводят «неделю тишины», когда в октябре на неделю в стране запрещено делать аборты без медицинских показаний, а в Логойске в принципе нет возможности сделать аборт.

Кроме того, в нашей стране существует обязательная предабортная консультация несмотря на то, что официально прервать беременность по желанию можно до 12 недель.

— В идеале такая консультация должна помочь женщине определиться, хочет ли она на самом деле сделать аборт или же хочет оставить ребенка, но не может по каким-то причинам. Во время консультации должны помочь и проинформировать, как можно решить те или иные проблемы.

На практике — вместо того, чтобы заботиться о женщинах и прислушиваться к их желаниям, на консультациях ставится задача максимально уговорить женщину оставить ребенка. Кроме того, нигде не сказано, какая должна быть подготовка у специалистов и специалисток, которые проводят эти консультации.

К ним приходит женщина в тяжелой ситуации. Но часто консультацию проводят не медработники и психологи, а представители православных организаций. И это может никак не помочь женщине в ее психологическом состоянии. Выходит, ей не хотят помочь, а хотят добиться своих, третьих целей.

Надо понимать, что для государства люди — это данные в статистических таблицах. Так вот вопрос: мы рожаем детей для показателей или все-таки думаем о качестве жизни и воспитании этих детей?

— Можно заставить женщину родить, но каким будет качество воспитания ребенка в нелюбимой семье?

Экспертка обращает внимание, что в Беларуси врач может отказаться делать аборт по этическим соображениям. Если это происходит, больница обязана предоставить другого врача.

— Но в логойской больнице все врачи написали отказ. Из-за этого женщинам приходится решать вопрос самостоятельно в других городах.

Также ограничивается право на аборт по своему желанию во время «недели тишины» — с 14 по 21 октября каждого года. В это время в стране проводят мероприятия о важности семьи и прочее, и если женщина попадает в этот период, ей не сделают аборт не по медицинским показаниям, а посоветуют переосмыслить решение.

И последнее, что хотелось бы сказать, — как видит государство «истинную» мать и женщину. Кроме медицинских показаний для аборта у нас также прописаны «социальные». Так вот, по последним аборт можно сделать до 22 недель. Например, женщинам, которые были лишены родительских прав.

Так что если есть женщина, которая с точки зрения государства социально неодобряемая по разным причинам, то для государства такая мать не нужна и ей можно делать аборт после 12 недель. Остальные женщины — будь добра, рожай. Выходит, есть критерии, какие женщины должны рожать, а какие в образе матери нежелательны. Что, конечно, тоже дискриминационный момент.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(3)