«Экономические протесты в Иране быстро переросли в политические. Такого власти Беларуси допустить не могут»

Представительница ОПК по вопросам экономики, экспертка в сфере государственного управления и международного развития Алиса Рыжиченко — о том, почему у режима нет другого выхода, кроме как поддерживать регулирование цен.

— Ответ на вопрос, почему чиновники продолжают регулировать цены, простой: если их отпустить, весь инфляционный навес, который формировался с 2022 года, когда было введено регулирование цен, себя проявит, — объяснила Алиса Рыжиченко на Еврорадио.

Алиса Рыжиченко

– Ритейл и оптовая торговля будут пытаться, скажем так, вернуть себе ту недополученную прибыль, которую они потеряли на протяжении последних лет.

То есть они будут повышать цены на товар не на основании того, насколько он пользуется спросом и насколько растут издержки, а пытаясь закладывать в цену и свои ожидания на случай, что может быть введено очередное регулирование цен.

То есть как только отпустишь регулирование цен в Беларуси, цены сразу начнут очень сильно и очень быстро расти. Могут ли власти позволить себе сегодня такой маневр? Нет, конечно.

Потому что, согласно официальной статистике, рост реальных доходов населения в прошлом году до ноября составлял 9,9%. Он был обеспечен ростом зарплат.

При этом у нас даже близко нет такого роста производительности труда. Соответственно, этот рост зарплат обеспечивается просто выделением средств, кредитованием предприятий, а не тем, что они стали зарабатывать больше денег.

Это все тоже оказывает очень серьезное финансовое давление и увеличивает издержки любого предприятия.

Экспертка считает, что у беларуских властей в этом году больше нет дополнительных ресурсов, чтобы продолжать повышать зарплаты гражданам. Нет возможности даже сохранять такие же темпы роста реальных доходов, как в прошлом году.

— Тут есть множество факторов — сокращение экспорта, сокращение объемов внешней торговли, у нас, как известно, дисбаланс — мы покупаем больше, чем продаем. Это все может привести к давлению на национальную валюту, и в целом у нас будет дисбаланс по счетам.

Сейчас беларуские власти не имеют возможностей найти средства в бюджете, чтобы поднимать зарплаты. И тут проблема в том, что длительное время они сами делали ставку на развитие исключительно государственного бизнеса, то есть отдавали государству большую долю промышленности и всего остального.  

И теперь, получается, что именно государство несет ответственность за то, чтобы повышать зарплаты в этих отраслях, потому что это все государственные предприятия. Им нужно выделять субсидии, дешевые кредиты, а ресурсов нет. И на Россию рассчитывать тоже особенно не приходится.

Поэтому сейчас у власти нет другого выхода, кроме как поддерживать регулирование цен. Если все-таки дать населению дешевые ресурсы в виде, например, кредитов, это спровоцирует еще больший спрос и по спирали разгонит рост цен.

С другой стороны, если отпустить цены, их рост превысит любой рост зарплат, на который способны чиновники, даже в номинальном значении.

Все это может привести к очень сильной социальной напряженности. А мы видим сейчас пример Ирана, который показал, что изначально сработал «эффект пустого холодильника» и люди вышли из-за инфляции, обесценивания национальной валюты и т.д. Именно это вывело людей на улицы.

Но экономические протесты очень быстро переросли в политические. А такого власти Беларуси допустить не могут ни в коем случае — на мой взгляд, сейчас нет тех ресурсов и возможностей, как в 2020 году, чтобы быстро подавить протест.

А, учитывая такого сильного игрока, как США, который активно пытается участвовать в попытке смены политических режимов в некоторых странах, беларуские власти будут более предусмотрительны и очень осторожны, чтобы не допустить такой ситуации в Беларуси.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(2)